Миндаугас Бакас: У нерезидентов есть готовность прийти на украинский рынок


Глава Центрального депозитария ценных бумаг Литвы Миндаугас Бакас весной победил в конкурсе на пост руководителя Национального депозитария Украины. О том, что удалось сделать за первые пять месяцев в должности, что еще предстоит изменить и как быстро НДУ выйдет в прибыль, председатель правления Нацдепозитария Миндаугас Бакас рассказал журналисту FinClub Виктории Руденко.

 

 

– Прошло пять месяцев с момента вашего назначения на пост главы Нацдепозитария. Какие первые впечатления от украинского фондового рынка? Он оправдал ваши ожидания?

 

– Он оправдал некоторые опасения, а для оправдания ожиданий еще слишком рано.

 

– С какими проблемами вы столкнулись?

 

– Я бы не говорил о проблемах. Украинский рынок очень большой, на нем много разных игроков, много мнений и точек зрения. В такой ситуации очень непросто разобраться в сути проблемы или вопроса. Кроме того, сам Национальный депозитарий – довольно большая структура, в которой работает более сотни человек. Мне нужно было время, чтобы вникнуть во все процессы. Я начал работать в июне, так что во время летнего затишья мне удалось спокойно войти в курс дела.

 

– Конкурс проводился в марте, вашу кандидатуру акционеры утвердили в апреле, но вы приступили к работе только в июне. Почему так затянулось?

 

– Два момента. Первый – юридические вопросы при приеме на работу нерезидента. Второй – мои контрактные обязательства перед предыдущим работодателем: я должен был доработать определенный срок, передать дела.

 

– Почему вы в принципе заинтересовались украинским фондовым рынком? Особенно в такое нестабильное время?

 

– Работать в стабильные времена скучно. Если все стабильно, значит, никаких перемен не происходит, рынок не развивается. Кроме того, раньше я работал и в банках, и на бирже, и в депозитарии, и нашим клиентам всегда был интересен украинский рынок: что здесь происходит, какие перспективы и возможности. Но чтобы иностранные инвесторы приняли решение зайти в Украину, тут должна функционировать прозрачная и эффективная инфраструктура. И мне интересно построить эффективную депозитарную инфраструктуру для большого украинского рынка. Именно поэтому, когда появилась возможность и представители НКЦБФР предложили принять участие в конкурсе, я согласился.

 

– Какие ключевые задачи были поставлены перед вами? Что из этого уже удалось выполнить? С чем уже возникли или могут возникнуть трудности?

 

– Для участия в отборе на должность главы НДУ все конкурсанты должны были предоставить свое видение реформы украинского депозитарного рынка. Проведение этой реформы по сути и является заданием акционеров. Цель реформы – развитие центрального депозитария, реформирование инфраструктуры украинского фондового рынка и интеграция Украины в европейский рынок капитала. В этом году НКЦБФР объявила конкурс, финансируемый ЕБРР, на разработку технического и юридического проектов, которые станут основой начала модернизации депозитарной системы Украины и развития инфраструктуры фондового рынка. Параллельно НДУ совместно с Нацбанком, НКЦБФР, участниками рынка проводит работу по определению ключевых принципов, которые лягут в основу Концепции развития депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры финансового сектора. Общая задача НДУ – синхронизировать работу этих групп, зафиксировать общие тезисы, прояснить и уладить противоречия и в результате сформировать наиболее эффективное видение будущего депозитарной системы. Мы заинтересованы в результативности профильных дискуссий.

 

– Когда вы планируете закончить работу над концепцией?

 

– Я надеюсь, что мы сможем презентовать ее до конца первого полугодия 2017 года. Хотелось бы быстрее, но на рынке много участников, много мнений. Постараемся услышать всех. В конце августа в НБУ уже прошла встреча с участием представителей НКЦБФР, НДУ и участников рынка, на которой был представлен базовый анализ существующего рынка и предложена перспектива его развития.

 

– Можете привести пару примеров, что кардинально изменится в работе депозитария?

 

– Пока речь идет исключительно о стратегии. Какой будет тактика, говорить еще очень рано.

 

– По итогам этих изменений депозитарная система Украины начнет работать по европейским стандартам или же все-таки какие-то украинские особенности будут учтены?

 

– Даже в самых стандартизированных европейских системах есть национальные отличия. Главное – соблюдать основные принципы, которые одинаковы для всех. Как я уже говорил, украинский рынок очень большой, а текущая экономическая ситуация специфическая, поэтому переносить к вам все европейские стандарты не совсем корректно. Например, выписывая требования к участникам рынка, нужно учитывать их финансовое состояние.

 

– Один из ключевых вопросов, который уже не первый год обсуждается в НДУ, – это вопрос нового программного обеспечения. Как вы считаете, его нужно создавать самостоятельно, покупать за рубежом или адаптировать под сегодняшние реалии уже имеющееся ПО?

 

– Любой из этих вариантов возможен. Но для начала нужно утвердить концепцию, чтобы понять, какой функционал нам нужен. Только потом мы сможем просчитать, какой вариант экономически выгоднее и целесообразнее. Я надеюсь, что консультанты ЕБРР нам помогут в этом вопросе.

 

– «Старожилы» украинского фондового рынка шутят, что украинский фондовый рынок скорее мертв, чем жив. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

 

– Если придерживаться мнения, что рынок мертв, тогда намного легче внедрять изменения в депозитарную систему. Процесс был бы безболезненным. Но я считаю, что фондовый рынок в Украине все-таки жив. Конечно, если смотреть на соотношение размера экономики к объемам торгов, то для такой большой страны фондовый рынок мизерный. Ни объемы торгов, ни количество эмитентов, ни даже количество участников рынка не соответствуют потенциалу.

 

– Сжатие фондового рынка уже отразилось на комиссионных доходах НДУ?

 

– Конечно, отразилось. Сокращение количества наших клиентов влияет на объемы поступлений. Но работа по адаптации к нынешним условиям ведется: разрабатываются новые услуги, оптимизируются расходы НДУ, летом утвердили повышение тарифов. В среднем они повысились на 40%, и это первое существенное повышение с 2013 года, то есть после вступления в силу закона о депозитарной системе Украины. Новые тарифы рассчитывались именно исходя из нынешних реалий. К сожалению, по итогам года мы все равно ожидаем убыток. Восстановить безубыточную деятельность, по нашим прогнозам, можно будет в 2018 году.

 

– Одна из задач, которую ставили перед вами, – привлечение иностранных инвесторов в депозитарную систему. Как вы оцениваете перспективы такого сценария?

 

– У нерезидентов есть готовность прийти на этот рынок, но они ожидают проведения в Украине целого ряда реформ. Как я уже говорил, без понятной и эффективной инфраструктуры перспективы иностранных инвестиций остаются лишь перспективами. Кроме того, в украинском законодательстве есть немало нормативных актов, которые значительно усложняют процесс инвестиций в Украину для иностранных инвесторов. Для них здесь не просто не созданы условия, но и существуют противодействия. Например, я считаю, что без легитимной концепции номинального держателя и сопутствующих нормативных и инфраструктурных изменений нет смысла ждать иностранных инвестиций.

 

– Одна из проблем, которая уже давно существует на украинском фондовом рынке, – защита депозитарных активов. Какие варианты защиты можно внедрить в Украине?

 

– Мне кажется, эту проблему нельзя решить без комплексной реорганизации инфраструктуры рынка и изменений в самом Центральном депозитарии. Мы, например, рассматриваем возможность расширения типов счетов, чтобы депозитарные учреждения либо сами депоненты могли выбирать структуру счетов с разными уровнями безопасности и набором возможностей. Рассматриваем возможность открытия, по желанию клиентов, счетов на уровне ЦД, что является мировой тенденцией. Сегрегация активов клиентов от активов тех же кастодианов – это один из методов обеспечения сохранности активов и противодействие рискам, связанным с некорректным прекращением деятельности ДУ. Может быть реализовано и предоставление дополнительных гарантий владельцам активов через поднятие учета активов на счету в ценных бумагах на уровень ЦД и с управлением депозитарным учреждением.

 

Кстати, одним из предложений НДУ относительно развития фондовой инфраструктуры будет изменение базовых принципов функционирования двухуровневой системы Украины. Депозитарная система останется двухуровневой, но принципы ее функционирования изменятся.

 

– На рынке иногда обсуждается идея объединения депозитарных (НДУ) и расчетно-клиринговых услуг (банк «Расчетный центр»). Насколько целесообразна эта инициатива?

 

– У Центрального депозитария не может быть функции центрального контрагента. Центральный контрагент берет на себя риски, которые не должны ложиться на депозитарий. Поэтому чисто функционально это должны быть отдельные структуры или подразделения.

 

– Нацбанк неоднократно заявлял о том, что он не прочь передать НДУ свои депозитарные функции в части учета ОВГЗ. Когда можно ожидать передачу полномочий?

 

– Чтобы Нацбанк передал эти функции, должны произойти изменения в НДУ, НБУ и в правовой системе Украины. Для этого нужно время. Пока речь идет о 2018-2019 годах.

 

– В середине октября в набсовете НДУ произошли кадровые изменения. С чем это было связано и как перестановки отразятся на решениях совета?

 

– В набсовет вошли два независимых директора (Игорь Митюков и Наталья Селякова. – FinClub). Во-первых, их появление является требованием законодательства, которое вступает в силу с 1 января 2018 года, а во-вторых, наши акционеры справедливо считают, что НДУ должен быть флагманом внедрения стандартов корпоративного управления.

 

– Ко второму чтению готовится законопроект о деривативах. Как вы считаете, стоит ли развивать рынок фьючерсов в то время, когда рынка базовых активов фактически нет?

 

– Это скорее вопрос к биржам и участникам рынка, чем к депозитарию. Но я считаю, что если не будет платформы, на которой можно строить рынок, то этот рынок и не появится. Так или иначе, деривативы в Украине есть, просто нужно стандартизировать условия их работы. Логично создавать правила рынка, пока он развивается почти с нуля. Лучше сделать это сейчас, чем потом исправлять ошибки.

 

– Поддерживаете ли вы создание в Украине единой фондовой биржи с госкапиталом? И вообще поддерживаете ли идею создания вертикально-интегрированного холдинга при участии государства на фондовом рынке?

 

– Нужно смотреть на практику других стран и учитывать уровень развития украинского рынка, чтобы понять, какой путь стоит выбрать Украине. Постсоветским и некоторым азиатским странам действительно свойственно именно такое построение – вертикально-интегрированный фондовый холдинг при участии государства. Но в европейских странах уже все перешло в коммерческую собственность. В странах, где я работал, и биржи, и депозитарии принадлежат частному сектору. Это правильная практика. А что касается десяти бирж в Украине, то не в количестве суть. Во многих странах работают альтернативные площадки MTF (Multilateral trading facility), на которых торгуются компании, не дотягивающие до серьезного листинга, но заинтересованные в привлечении инвестиций именно таким способом.

 

– Целесообразно ли сейчас вводить пруденциальный надзор на фондовом рынке, ужесточать требования к капиталу участников и вводить платежи надзора?

 

– Контроль должен быть однозначно, но важно, чтобы он не стал препятствием для развития рынка. Любые нововведения не должны создавать дисбаланс на фондовом рынке. А что касается платежей надзора, то этот механизм работает во многих странах. Я думаю, ключевой вопрос – это сумма финансирования. Размер платежей должен соответствовать ситуации. Любая сумма будет негативно воспринята участниками рынка, но необходимо прийти к консенсусу.

 

Автор  Руденко Виктория

 

Источник: Финансовый клуб, 26.10.2016, 09:30

 

26 жовтня 2016 р.