Осеннее обострение


ОВГЗ подорожают осенью, а рынок корпоративных и муниципальных облигаций еще не скоро придет в себя. Причем все усилия регулятора и законодателей каким-либо образом ускорить его оживление плодов так и не принесут
Член НКЦБФР Алексей Петрашко и глава ведомства Дмитрий Тевелев обещают внедрить новые виды облигаций — биржевые и инфраструктурные

Правда, член НКЦБФР Алексей Петрашко, выступая на VIII Украинском облигационном конгрессе, от имени комиссии пообещал, что в текущем году особое внимание будет уделено именно этому рынку. «Особое внимание мы уделим совместной работе с Министерством финансов и НБУ по реформированию рынка муниципальных облигаций, а также реализации задачи по внедрению новых видов облигаций — биржевых и инфраструктурных»,— пообещал он.

Как известно, безусловными преимуществами биржевых облигаций являются простота эмиссии, отсутствие хлопот по государственной регистрации выпуска, проспекта эмиссии и отчета о результатах размещения. Инфраструктурные облигации, в свою очередь, должны быть актуальны во время реализации проектов, которые могут быть профинансированы за счет выпуска таких инструментов. Да и ипотечные облигации являются довольно перспективным инструментом, хотя и не будут пользоваться спросом до проведения пенсионной реформы.

Но участников рынка больше беспокоит судьба корпоративных бондов — в прошлом году свои бумаги рынку предложили всего 52 эмитента, причем большинство выпусков было выкуплено андеррайтерами. По словам заместителя директора ИК «Спарта» Анатолия Зуба, корпоративные бумаги покупают всего несколько банков, и до тех пор, пока НБУ не начнет выдавать под них рефинансирование, интерес к ним не проснется.

Впрочем, проблема не только в рефинансировании. Основные покупатели облигаций на Западе — НПФы, страховщики и инвестиционные компании — у нас корпоративными бондами не интересуются. Одна из причин — «длина» бумаг, которыми приходится покрывать пассивы сроком на 30-50 лет. Но гораздо более важный фактор страха — дефолты. «Конечно, дефолт дефолту рознь,— говорит управляющий активами инвестиционных и пенсионных фондов «КИНТО» Виталий Птицын.— Если эмитент, чувствуя свою вину, в процессе реструктуризации долга улучшает условия, то такой дефолт инвестору даже выгоден». Очевидно, такому обладателю длинных денег, как НПФ, нет принципиальной разницы, через три года или через пять эмитент расплатится, главное, чтобы он вообще гасил задолженность. Но, к сожалению, риск нарваться на недобросовестного эмитента очень велик, а вероятность того, что его удастся призвать к ответу,— мизерна. «Даже добросовестному заемщику придется очень постараться, чтобы убедить НПФ себя купить,— отмечает господин Птицын.— У нас долгая память на плохие прецеденты».

В то же время, по мнению начальника отдела экономических исследований «Эрсте Банка» Марьяна Заблоцкого, рынок должен привыкнуть к тому, что на нем существуют люди, которые не платят, и научиться их быстро идентифицировать, потому что криминальная (или другая) ответственность вопроса не решит. «Даже если мошенника посадят на 100 лет, инвестору от этого легче не станет»,— уверен он. Поэтому на рейтинги бондов все же стоит обращать внимание: они наполовину состоят из субъективной оценки экспертов, захочет ли эмитент платить, и только на вторую половину — из экономически обоснованных выводов о наличии у него такой возможности.

Кстати, этот факт вгоняет в тоску эмитентов муниципальных бондов. С одной стороны, такие облигации являются квазисуверенными, с другой — государством не гарантируются, так что при желании не гасить долг этого можно избежать. Если добавить сюда неконкурентные процентные ставки, легко понять, что этот рынок оживет очень нескоро. Правда, есть идея пересмотреть бюджетное законодательство, чтобы приравнять муниципальные облигации к ОВГЗ и гарантировать выплаты по ним, отнеся к защищенным статьям бюджета.

Возможно, в этом случае у покупателей ОВГЗ появится альтернатива на летний период, когда ставки по гособлигациям традиционно снижаются. Про словам Марьяна Заблоцкого, сезонность этого процесса связана с платежным балансом: к концу года, когда расходы бюджета возрастают, а налоговые поступления нет, ставки по облигациям ползут вверх. А перед началом лета — наоборот, снижаются, как и панические настроения среди населения (см. график). Так что можно прогнозировать как осеннее подорожание госбумаг, так и вторую волну ожидания кризиса.

Источник: Экономическая правда

Автор: Ольга Галицкая

23 квітня 2012 р.