Рекламу на фондовом рынке ограничили


Президент подписал принятый 4 июля закон, который вводит пруденциальный надзор и усиливает контроль над рекламой на фондовом рынке

Пруденциальный надзор будет введен сразу же после публикации закона, тогда как остальные нормы вступят в силу с 1 января 2013 г. Эмитенты ценных бумаг и профучастники обязаны будут привести свою деятельность в соответствие с законом в течение двух лет после вступления его в силу, а СРО — в двухмесячный срок, сообщают Экономические Известия.

Как писали «і», теперь условием получения бессрочной лицензии станет отсутствие среди владельцев компании физических лиц с не снятой судимостью, привлеченных к ответственности за нарушение законодательства против собственности, в сфере хозяйственной или служебной деятельности. Правда, все еще актуален вопрос достоверности той информации, которая предоставляется о «темном прошлом» должностных лиц. Одновременно вводится обязательство для владельцев существенных (свыше 10%) долей в профучастнике сообщать НКЦБФР обо всех изменениях в своей структуре собственности и подавать информацию о деловой репутации новоназначенных руководителей.

«Каким образом все эти данные будут перепроверяться комиссией, в законе не указано. Также не предусмотрен доступ рядового инвестора к информации об эмитенте, о репутации его должностных лиц в том числе»,— отмечает адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Андрей Конопля. Впрочем, оценка репутации пригодится в качестве способа отсеять потенциально недобросовестных лиц еще до того, как они придут на рынок.

Кроме того, комиссия получила право согласовывать кандидатуры на должности руководителей фондовых бирж и депозитариев и устанавливать максимальные сроки выполнения договоров купли-продажи ценных бумаг.

Закон окончательно лишает торгово-информационные системы права считаться организаторами торгов на фондовом рынке и оставляет этот вид деятельности только за биржами. Зато деятельность по организации торговли на фондовом рынке будет включать осуществление клиринга и расчетов по финансовым инструментам, отличным от ценных бумаг.

Право выпускать облигации без рейтинга оставлено только за государством и Государственным ипотечным учреждением. При этом в документе однозначно указано, что переход права собственности на облигации эмитента к другому лицу не является основанием для освобождения эмитента от выполнения обязательств, подтверждаемых облигацией, что должно устранить законодательную «дыру», используемую в судах.

Теперь НКЦБФР будет устанавливать требования к рекламе, а участники рынка должны будут минимум за 10 дней до публикации рекламы подавать ее регулятору. В противном случае они будут оштрафованы на 50-150% стоимости размещения рекламы, а если с в первого раза не исправятся — на 150-300%. Штрафовать также будут за рекламу ценных бумаг, выпуск которых признан недействительным или несостоявшимся (100-200% стоимости рекламы, при повторном нарушении — до 400%). Но больше всего заплатят организации, которые будут распространять запрещенную рекламу: первая санкция составит 150-300% стоимости рекламы, повторная — до 600%.

Впрочем, в законе прописано, какая информация не относится к рекламе. Например, та, которая согласно законодательству, подлежит обнародованию либо предоставляется клиентам брокера или компании по управлению активами, например, результаты торгов акциями или доходность инвестиционных фондов.

Правда, участники фондового рынка являются также авторами неучтенной в законе аналитики, которая публикуется как на их сайтах, так и в прессе, но будем надеяться, что НКЦБФР не сочтет ее рекламой. В любом случае, торговцы, осуществляющие брокерскую деятельность, вправе предоставлять клиентам консультации в отношении купли-продажи ценных бумаг и других финансовых инструментов.

Источник: Экономические известия

Автор: Ксения Хмель

3 серпня 2012 р.