Авиаторы просят посадку


Украина становится все более привлекательным рынком для зарубежных авиакомпаний. В этом году экспансия иностранных перевозчиков в нашу страну усилится за счет прихода ряда новых игроков. Причем активный интерес наблюдается не только к столице, но и к регионам.В 2011 г. Украине суждено, похоже, укрепить свою роль в небесной географии мирового пассажирского трафика. Сразу несколько игроков рынка воздушных перевозок озвучили свои планы насчет начала выполнения рейсов в нашу страну либо расширения сети своих назначений из Украины за счет региональных центров, сообщают Экономические Известия.

Среди компаний, которые пока еще не летают в Украину, но намерены открыть рейсы в нашу страну в самое ближайшее время,— российская «Авианова», израильская Arkia Express, шри-ланкийская Mihin Lanka.

«Авианова» до сих пор специализировалась на дешевых перевозках внутри России на самолетах Airbus A-320, но недавно получила от российских регулирующих органов назначения на рейсы из Москвы в Украину и Беларусь. Среди первых международных маршрутов компании будут Москва — Харьков и Москва — Симферополь, назначение на которые начнет действовать уже с начала летней навигации. Компания получила право летать по этим маршрутам до пяти раз в неделю.

Arkia Express уже в этом месяце возобновляет выполнение рейсов после того, как ушла с украинского рынка в 2009 г. Рейсы перевозчика свяжут Киев и столицу Израиля Тель-Авив, которые будут осуществляться с частотой два раза в неделю. Компанию не смутило то, что рынок перевозок на данном маршруте уже занят конкурентами: на линии летает четыре авиаперевозчика, а общее количество разрешенных частот между Киевом и столицей Израиля составляет 42 рейса в неделю. «Решение авиакомпании о возобновлении полетов в Киев непосредственно связано с отменой визового режима между Украиной и Израилем»,— объяснили в пресс-службе Arkia Express. Эксперты соглашаются, что ставка на рост безвизового пассажиропотока вполне оправдана: это направление и сейчас является одним из наиболее востребованных и обслуживает около 300 тыс. пассажиров в год, принося компаниям до $100 млн. годового дохода. Но теперь, после снятия визовых ограничений, трафик на линии может возрасти до 1 млн. пассажиров.

О планах начать полеты в Украину шри-ланкийской авиакомпании Mihin Lanka стало известно со слов секретаря Министерства гражданской авиации Шри-Ланки Раньита Сильвы. Он сообщил, что подобная договоренность с украинскими властями уже достигнута, но не уточнил, когда именно компания планирует начать полеты. В самой компании пока также об этом не сообщили. Mihin Lanka оперирует флотом, состоящим из самолетов А-320 и А-321 и летает в такие страны, как Индия, Бангладеш, Индонезия, ОАЭ. В настоящий момент в Шри-Ланку летает только одна украинская авиакомпания — «Международные авиалинии Украины», с частотой два раза в неделю. Рейс прямой, но осуществляется с одной посадкой в аэропорту Абу-Даби для дозаправки самолета.

Примечательно, что все три упомянутые авиакомпании позиционируют себя как низкобюджетные перевозчики. Это значит, что, с одной стороны, билеты на их рейсы должны быть недорогими (например, Arkia Express собирается продавать места на рейс Киев — Тель-Авив по $200). С другой стороны — возможность воспользоваться стыковочным сервисом будет ограничена (такова политика low-cost компаний), так что пассажирам не стоит рассчитывать на существенное расширение карты полетов за счет эффекта мультипликации с приходом этих перевозчиков на наш рынок.

Еще одной заметной тенденцией рынка авиаперевозок станет в этом году концентрация интереса иностранных компаний на регионах. Особенно активными в этом плане обещают стать европейские компании, большинство из которых уже летают в столицу. Так, в летнем сезоне сразу три новых назначения в украинские города откроет чешская авиакомпания Czech Airlines. Перевозчик расширит свою маршрутную сеть в Украине за счет Харькова, Донецка и Львова, откуда теперь прямыми перелетами можно будет добраться в Прагу. Частота рейсов во Львов составит четыре рейса в неделю, в Донецк — три, в Харьков — два рейса в неделю. В компании объяснили, что новшества в расписании обусловлены тщательными маркетинговыми расчетами, согласно которым новые бизнес-возможности и рост потребительского спроса станут залогом коммерческого успеха этих рейсов. До сих пор Czech Airlines летала только в два украинских города — Киев и Одессу.

Стало известно и о планах по расширению присутствия на украинском рынке польского перевозчика LOT Polish Airlines. В компании сообщили о том, что ведут работу над открытием нового маршрута: Варшава — Донецк. Сейчас LOT летает из Варшавы в Киев, Львов и Одессу.

В Харьковском аэропорту продолжают работу по привлечению в регион бюджетных компаний: недавно из этого города начала выполнять рейсы в Стамбул турецкая Pegasus Airlines, а скоро, возможно, с регулярным рейсом на Шарджу зайдет low-cost перевозчик Air Arabia.

Отметим, по данным Госавиаадминистрации, в настоящий момент доля зарубежных перевозчиков в общеукраинском воздушном трафике хоть незначительно, но преобладает над долей украинских компаний (51% и 49% соответственно в 2010 г.). Интересно, что, вопреки активному приходу на наш рынок новых иностранных игроков (в прошлом году на рынок зашли авиакомпании Air Malta, Air Moldova, Tajik Air, RusLine, Yakutiya), компаниям-резидентам удалось отвоевать часть пассажиропотока у зарубежных конкурентов — 4% рынка в сравнении с 2009 г. Очевидно, это говорит об определенном росте лояльности украинского пассажира к отечественным компаниям, но сохранится ли этот тренд и в дальнейшем — покажет время.

Источник: Экономические известия

Автор: Екатерина Гребеник

14 березня 2011 р.