Депозитарий для рынка или для чиновников?


С начала нынешнего года украинский фондовый рынок потрясают споры вокруг создания единого Центрального депозитария ценных бумаг (ЦД).

Такое учреждение Кабмин Николая Азарова обязался создать уже в 2011 году, о чем записано в меморандуме между Украиной и МВФ. Как уже сообщалось в СМИ, еще в начале февраля премьер-министр распорядился создать специальную комиссию, которая займется этим делом…

НА ФОНДОВЫМ РЫНКЕ НАЗРЕВАЕТ КОНФЛИКТ

Участники фондового рынка стали возмущаться происходящим, как только стало известно, что власть планирует создать Центральный депозитарий на базе фактически государственного Национального депозитария Украины (НДУ) и депозитария государственных ценных бумаг Нацбанка. В то же время крупнейший в стране Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ) попросту будет выведен из игры.

Если правительство и участники фондового рынка не придут к согласию в вопросе о том, как должен быть создан и каким именно полагается быть Центральному депозитарию, совсем скоро на фондовом рынке Украины разгорится новый конфликт, который здорово пошатнет и без того не очень благоприятную инвестиционную репутацию страны. 

ЧТО ТАКОЕ ДЕПОЗИТАРИЙ И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН

Депозитарий ценных бумаг - учреждение, которое предоставляет участникам фондового рынка услуги по хранению ценных бумаг (акций, облигаций, инвестиционных сертификатов и т.д.), ведет учет перехода права собственности на них, а также других операций, связанных с обращением ценных бумаг. Кроме того, в депозитарии собрана исчерпывающая информация обо всех участниках фондового рынка, то есть эмитентах ценных бумаг, торговцах, биржах и т.д.

В международной практике наличие в стране единого депозитария ценных бумаг свидетельствует о высоком развитии фондового рынка.

- Создание единого депозитария позволит повысить инвестиционный рейтинг Украины, - объясняет член совета Ассоциации «Украинские фондовые торговцы» Олег Швец.

Сегодня в Украине действуют три депозитария: ВДЦБ, который занимает около 87% рынка, его конкурент НДУ с рыночной долей около 13% и депозитарий Нацбанка, который, по сути, является отделом в одном из департаментов НБУ и занимается исключительно государственными облигациями внутреннего займа.

Идея создания единого Центрального депозитария на основе учреждения, занимающего мизерную долю рынка и подразделения НБУ, принадлежит зампредседателю Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информации Виктору Ивченко, который владеет 13% акций НДУ. В то же время около 86% акций НДУ принадлежит государству в лице Нацбанка и Госкомиссии по ценным бумагам.

Что касается ВДЦБ, то здесь государству через НБУ принадлежит чуть менее 23% акций, остальные же распределены между банками и другими участниками рынка (в том числе около 8,5% приходится на долю госбанков). Руководство Всеукраинского депозитария тоже подало в правительство предложения по созданию ЦД, но уже за счет объединения ВДЦБ - как крупнейшего участника рынка депозитарных и клиринговых услуг - с НДУ.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НОВЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ

Член совета директоров ФБ ПФТС Игорь Селецкий считает:

- По моему личному убеждению, от того, что какой-то из депозитариев назовут Центральным, ликвидность и капитализация не увеличатся, а инвесторов не прибавится. Но вот появление нового монстра-монополиста реально пугает...

Те же, кто одобряют создание единого депозитария, настаивают на том, что он обязательно должен быть ориентирован на рынок, чтобы последний не оказался в полной зависимости от депозитария-монополиста. 

Центральный депозитарий является естественным монополистом, но преимущества централизации системы учета гораздо выше, чем возможные минусы от проявления монополизма. В этой ситуации важно предусмотреть, чтобы он не превратился в «монстра». Для чего необходимо участие операторов рынка в управлении.

По мнению участников фондового рынка, этого можно достичь, если объединить в одну структуру оба действующих в стране депозитария - ВДЦБ и НДУ.

- Чтобы рынку было легче приспособиться к новым условиям работы, единый депозитарий должен иметь достаточную капитализацию, современное программное обеспечение, которое позволит всем участникам рынка безболезненно перейти в новый депозитарий, а также мощности для обработки больших массивов информации. Он должен уметь вовремя реагировать на изменения рынка - появление новых продуктов и сервисов, правил работы, просьбы участников рынка и т.д. - считает глава бэк-офиса ИК Dragon Capital Анна Сапунцова.

По мнению эксперта, таким критериям будет соответствовать только депозитарий, созданный за счет объединения НДУ и ВДЦБ.

С этой позицией согласен и председатель правления «Украинской биржи» Олег Ткаченко:

 - Думаю, создавать Центральный депозитарий более целесообразно на основе двух уже существующих (ВДЦБ и НДУ), чтобы новое учреждение могло соединить в себе преимущества обеих структур…

В пользу такого варианта говорит прежде всего тот факт, что ВДЦБ имеет опыт обслуживания огромного количества операций, высокий уровень капитализации (уставный капитал ВДЦБ составляет 153 млн грн., у НДУ - около 30 млн грн.). ВДЦБ с 2010 года является участником Системы электронных платежей Национального банка Украины, что позволяет ему быстро и надежно обслуживать денежные обороты по операциям с ценными бумагами, заключаемыми на фондовых биржах. В среднем за месяц денежные обороты через ВДЦБ составляют около 0,5 млрд грн. А НДУ использует для этих целей устаревшую систему «Клиент-банк» с дозвоном по телефону. Понятно, что при таких условиях и денежные обороты у него мизерные - он такую статистику даже не публикует.

Если сохранить структуру капитала ВЦДБ, государство сможет иметь наибольший пакет акций в уставном фонде новой структуры. Так, нынешнее руководство ВДЦБ предлагает закрепить за государством в лице НБУ, ГКЦБФР и госбанков около 40% акций, а остальные 60% отдать в собственность участникам рынка при условии, что доля каждого из них не будет превышать 5%.

ВДЦБ уже сейчас имеет прозрачную и более эффективную по сравнению с НДУ систему корпоративного управления, которая соответствует международным стандартам. Если в наблюдательном совете и прочих управленческих органах НДУ сидят главным образом чиновники, то у ВДЦБ в наблюдательном совете широко представлены участники рынка.

- ВДЦБ создавали исходя из того принципа, что в управлении должен быть баланс интересов государства и всех участников рынка (банков, торговцев, бирж и т.д.) и они должны иметь реальные возможности влиять на работу депозитария, - говорит председатель наблюдательного совет ВДЦБ Василий Роговой. - Для этого в структуре учреждения организован Совет участников рынка, который обсуждает все вопросы деятельности депозитария, а наблюдательный совет не имеет права принимать какие-либо решения без учета рекомендаций данного Совета…

По словам Рогового, такая система также позволяет вовремя отслеживать рыночные тенденции и проблемы. 

ВОПРОС РЕБРОМ 

Возможно ли объединение НДУ и ВДЦБ?

Зампредседателя Госагентства по вопросам науки, инноваций и информации Виктор Ивченко считает, что объединение НДУ и ВДЦБ невозможно, поскольку последний якобы еще не завершил объединение с депозитарием «Межрегиональный фондовый союз» (МФС), который был создан в Украине первым в конце 90-х годов исключительно украинскими участниками рынка и после создания получил помощь США как акт международного признания. Тот же Ивченко опасается, что Украину могут обвинить в нецелевом использовании средств технической помощи США, которые были предоставлены МФС, то есть денег, которые пришли через USAID. 

Оба этих аргумента вряд ли можно воспринимать серьезно по двум причинам. Во-первых, окончательное слияние ВДЦБ и МФС подкреплено рядом судебных решений, а лицензия МФС на депозитарную деятельность уже давно ликвидирована. Во-вторых, недавно в прессе было опубликовано письмо посла США в Украине Джона Тефта к вице-премьер-министру Украины Сергею Тигипко, где Тефт настаивает на том, что, согласно меморандуму с МВФ, Центральный депозитарий должен быть создан на базе двух действующих в стране учреждений, а именно ВДЦБ и НДУ. Также, по мнению посла, создание новой структуры на базе НДУ и депозитария Нацбанка противоречит договоренностям с МВФ и поспособствует тому, что Украина потеряет доверие иностранных инвесторов. 

О возможности такого хода событий говорит тот факт, что НДУ сегодня существует преимущественно за счет дотаций из госбюджета и принадлежит государству на 86%. Таким образом, участники рынка практически не имеют возможности влиять на его деятельность. Не говоря уже о том, что в руках определенной группы чиновников окажется вся информация обо всех участниках фондового рынка, что при нынешнем уровне коррупции в Украине не добавит ей инвестиционной привлекательности.

Источник: "Комсомольская правда"

Автор: Алексей Некрасов

28 березня 2011 р.