ПФТС пала жертвой агрессора


Контроль российского инвестора над украинской фондовой биржей ПФТС стоил ей лицензии. Поскольку потенциальные украинские инвесторы – ICU и «Фаворит» – не доказали способность выкупить свыше 50% у Московской биржи, регулятор фондового рынка отобрал у биржи лицензию. Ее уход с рынка не будет быстрым: лицензия действительна еще месяц, а площадка может оспорить ее отзыв.

С русскими не по пути

Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) 6 октября приняла решение аннулировать лицензию ПАО «Фондовая биржа ПФТС» на осуществление деятельности по организации торговли на фондовом рынке. Срок действия десятилетней лицензии ПФТС должен был истечь в марте 2019 года, но действующий с 28 июня закон № 222-VIII «О лицензировании видов хоздеятельности» вынудил регулятора отозвать ее раньше этой даты.

Лицензию забрали, поскольку за более чем три месяца действия закона российский владелец – Московская биржа – так и не вышел из капитала ПФТС. «Основанием для аннулирования лицензии является документальное подтверждение и установление факта контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата лиц стран, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины», – сообщили в НКЦБФР. Выявить контроль было легко: выписка из Нацдепозитария показала, что МБ владеет 50,0156% акций ПФТС.

Но не стоит ожидать, что уже в среду прекратятся торги и ПФТС перестанет рассчитывать индекс. Биржа ПФТС может оспорить решение НКЦБФР в Экспертно-аналитическом совете по вопросам лицензирования при Государственной регуляторной службе или в судебных инстанциях. Подача жалобы приостановит действие решения об аннулировании лицензии.

В этом совете аналогичную санкцию регулятора безуспешно пытались обойти банки с российским капиталом. Проминвестбанк, ВТБ Банк, БМ Банк, ВиЭс Банк и Сбербанк России лишились лицензий для работы на фондовом рынке. На вопрос FinClub, когда решение об аннулировании лицензии ПФТС вступит в силу, в пресс-службе НКЦБФР сказали: «Через 30 дней, если биржа не оспорит наше решение».

Срыв сделки

Две недели назад глава НКЦБФР Тимур Хромаев в интервью FinClub признал, что выдвинул ультиматум Московской бирже и покупателям ее «дочек» (ПФТС и «Украинская биржа»). «Или вы приходите к какому-то согласию, или мы вводим санкции, – сказал он и добавил, что долго ждать не будет. – Как только мы увидим, что абсолютно весь лимит поиска консенсуса исчерпан, мы отзовем лицензию».

На акции ПФТС было два претендента – компания «Инвестиционный капитал Украина» (ICU) и «Фаворит». Комиссия провела с менеджментом биржи и покупателями ряд встреч и получила соответствующие документы. «Однако ICU не смогла предоставить комиссии предварительное согласие продавца акций Московской биржи, а фондовая компания «Фаворит» не предоставила информацию о наличии у нее средств на приобретение акций ПФТС и информацию о будущих конечных бенефициарах биржи», – подчеркнул регулятор.

Как сообщал FinClub, 23 сентября наблюдательный совет Московской биржи «поддержал предложение менеджмента биржи по стратегии выхода группы из активов на Украине», не уточнив, что подразумевается под выходом. В пресс-службе ПФТС ситуацию не комментировали. Член наблюдательного совета ПФТС Игорь Селецкий пообещал комментарии в среду. Последний релиз на сайте бирже посвящен тому, что она не работает 14 октября в День защитника Украины.

В сентябре объем торгов на ПФТС вырос по сравнению с августом на 39,2% – до 5,668 млрд грн. Из них 77,6%, или 4,398 млрд грн пришлись на гособлигации. Торги с акциями составили 12,8 млн грн. Для примера: на «Украинской бирже» (УБ) прошли сделки с акциями на 240 млн грн, а на «Перспективе» – с ОВГЗ на 5,46 млрд грн. Сопоставимые объемы в сегменте ОВГЗ объясняются тем, что НБУ в августе начал торговать ими не только на «Перспективе», но и на ПФТС. В I полугодии на биржу «Перспектива» пришлось 84,4% объема торгов ценными бумагами.

ПФТС создали в 1996-м при поддержке USAID, и еще четыре года назад она была крупнейшей. Ее уход с рынка будет завершением эпохи. «Важно понимать последствия для Украины и ее и так кислотного инвестиционного климата. ПФТС – старейшая площадка, которая создавалась в свое время при участии американцев, она стабильно входит в топ-3 бирж, и ее индексы являлись ключевыми индикаторами для иностранных инвесторов по Украине, – говорит основатель аналитического центра Amelin Strategy, экс-член НКЦБФР Анатолий Амелин. – Украина исчезает из фокуса инвесторов. Вряд ли их привлекут несистемность и непродуманность решений чиновников. Решение, которое было впопыхах подготовлено за два часа по столь значительному прецеденту, вызывает очень много вопросов, ответы на которые мы скоро все узнаем».

Но есть и альтернативная позиция. «Рынок на это событие никак не отреагирует, потому что в последнее время биржа ПФТС имела небольшое значение. Мы уже давно не являемся ее участниками, – рассказал один из торговцев. – Вопрос в том, зачем ее хотели купить. Это не совсем понятно».

Сдержанная реакция

Анатолий Амелин напоминает, что «закон не предусматривал сроков» для отзыва лицензии. «Принимая такие судьбоносные решения, нужно взвесить все за и против», – сказал он. Но долго комиссия ждать не могла.

«Биржа находилась между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, есть требования закона, и за его выполнением следит Генпрокуратура, и поскольку тут идет речь еще и о государстве-агрессоре – то и Служба безопасности. И члены комиссии ходят, условно говоря, под неприятными статьями, если они будут затягивать с выполнением закона, – говорит президент ИГ «Универ» Тарас Козак. – С другой стороны, ПФТС – одна из немногих площадок, которая имеет право называться биржей. И она могла бы жить дольше. Поэтому НКЦБФР не принимала решение по биржам летом, когда аналогичные санкции применялись к банкам, а давала им возможность поменять Московскую биржу на нероссийских акционеров».

Поскольку остальные 49% акций ПФТС находятся у украинских владельцев, они также страдают от санкций к России. «Применив санкции к биржам, мы накажем и их тоже. Более того, наши действия имеют односторонний характер. Мы не можем ввести санкции, а потом их отозвать», – говорил Тимур Хромаев.

При этом он констатировал, что рынок ничего не потеряет, если на нем останется всего одна биржа. В реестре их указано десять, но уже 1 октября лицензии на торговлю ценными бумагами лишили Украинскую межбанковскую валютную биржу. Она пообещала оспорить в суде отзыв лицензии. Спустя неделю лицензии лишили ПФТС. По словам одного из фондовиков, вопросы у НКЦБФР могут возникнуть к УМФБ (действие ее лицензии приостанавливали 16 апреля), бирже «Иннэкс», «Восточно-европейской фондовой бирже» или даже «Перспективе». «’Перспектива’ как кость в горле у УБ», – пояснил торговец.

По мнению Тараса Козака, ПФТС пострадала первой, поскольку Московская биржа напрямую ее контролирует. Что касается «Украинской биржи», то МБ владеет 22,444%, еще 20,64% – опосредованно. 43% – это не контроль, но с учетом российских миноритариев у инвесторов из РФ более 50% акций УБ.

Со стороны

«Украинская биржа» была создана при помощи российской биржи РТС в 2009 году как альтернатива ПФТС, которая не спешила модернизировать IT-обеспечение. В том же году российская биржа ММВБ купила контроль в ПФТС. А после слияния РТС и ММВБ в Московскую биржу возникла проблема двух «дочек». Переговоры о слиянии украинских активов зашли в тупик. Весной 2015-го биржа ПФТС потеряла 50 млн грн из-за банкротства Дельта Банка, после чего акционеры «Украинской биржи» окончательно утратили интерес к слиянию.

Конкуренты сдержанно оценили потерю биржей лицензии. «Рынок не отреагирует на отзыв лицензии ПФТС», – считает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг ИК Dragon Capital Сергей Фурса. Dragon Capital и ИГ «Универ» претендуют на покупку у МБ ее 43% акций УБ. «У «Украинской биржи» все в порядке. Есть положительное решение о ее продаже», – обнадеживает он.

Тарас Козак говорит, что переговоры продолжаются, а он не может комментировать их ход. «Я заинтересован покупать акции биржи по нескольким причинам. Во-первых, Украина – большая страна, поэтому рано или поздно тут будет крупная биржа, для одной или даже двух тут будет бизнес. Во-вторых, комиссия, понимая, что на десять бирж тут нет бизнеса, будет проводить консолидацию биржевого рынка. А у УБ есть потенциал», – пояснил бизнесмен.

Но риски, что сделка может сорваться, существуют: Московская биржа не спешит, а регулятор уже ставит дедлайн. «Вопрос относительно прогресса в передаче прав собственности на пакет «Украинской биржи» будет рассмотрен комиссией через четыре-шесть недель. Потенциальные покупатели акций биржи предоставили на данном этапе достаточно информации, подтверждающей возможность завершения ими процесса приобретения акций», – сообщили в НКЦБФР.

Совладелец фондовой компании «Финэкс-Украина» Игорь Когут считает решение НКЦБФР «в паре ПФТС-УБ несимметричным», ведь свыше 50% обеих площадок принадлежат инвесторам из РФ, а аргументацию комиссии – субъективной. «Комиссия, приняв такое решение, подставляет себя под шквал подозрений и обвинений», – говорит Игорь Когут. Он, как и другие миноритарии ПФТС, несет убытки от решения регулятора, поэтому видит в происходящем благодатную почву для домыслов. «Начиная с того, что сейчас МБ продаст свой пакет акций ПФТС за бесценок, заканчивая тем, что ПФТС положили умышленно, чтобы МБ скорее продала пакет акций УБ, – говорит он. – Недопустимо, когда комиссия самостоятельно, применяя имеющееся в их руках вооружение в виде отзыва лицензий, приводит в жизнь консолидацию фондового рынка. Рынок должен голосовать своими деньгами за качество услуг и наличие биржевых инструментов. А решение комиссии может быть субъективным и ангажированным».

 

Авторы:  Вячеслав Садовничий, Елена Губарь

Источник: Финансовый клуб, 06.10.2015, 23:55

6 жовтня 2015 р.