Фондам здесь не место


Принятие нового Налогового кодекса может ухудшить ситуацию на рынке институтов совместного инвестирования (ИСИ). Больше всего пострадают венчурные фонды, инвесторы которых попадут под двойное налогообложение. Минфин не способен объяснить, зачем он предложил эту норму.


Новая редакция Налогового кодекса, разработанная Министерством финансов, переводит институты совместного инвестирования на общую систему налогообложения. В документе отсутствует пункт 141.6.1, которым «освобождаются от налогообложения средства совместного инвестирования, а именно: средства, внесенные учредителями корпоративного фонда, средства и другие активы, привлеченные от участников ИСИ, доходы от осуществления операций с активами ИСИ, доходы, начисленные по активам ИСИ, и другие доходы от деятельности ИСИ (проценты по займам, арендные (лизинговые) платежи, роялти)». То есть сначала фонды заплатят 20% налога на прибыль, а потом их инвесторы: физлица заплатят 20% НДФЛ, а юрлица – снова 20% на прибыль.

В Минфине на запрос FinClub прокомментировать цель таких изменений не ответили. Но, теоретически, эта норма может отвечать принципу равенства – все компании должны быть на общей системе налогообложения. Кроме того, ИСИ, в частности венчурные фонды ранее подозревались в минимизации налогообложения.

Последняя капля

Участники рынка считают, что подобное изменение убьет рынок ИСИ. «Применение общей системы налогообложения для ИСИ – это установление для инвесторов ИСИ фактически двойного налогообложения», – объясняет председатель Совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Дмитрий Леонов. «ИСИ будет целесообразнее закрыть, чем продолжать их деятельность. И, конечно же, в первую очередь пострадают публичные ИСИ. Частным инвесторам, которые не располагают значительным объемом средств, будет полностью перекрыт доступ к инвестиционной деятельности в силу ее невыгодности», – считает управляющий директор группы ICU Константин Стеценко.

Пострадают и венчурные фонды, которые привлекали средства инвесторов для вложения в долгосрочные проекты. «Большинство затрат были понесены в 2012-2014 годах, а реализация проектов и получение дохода по ним запланированы на 2016-й. И если перевести ИСИ на общую систему налогообложения в 2016 году, то получается, что вся выручка подпадет под налог на прибыль. Решение Минфина странное, ведь Наталья Яресько сама же в прошлом управляющая фондами. Может, в ведомстве пока не обратили внимания на столь «незначительный» пункт», – размышляет директор КУА «Валприм» Андрей Левин.

По данным УАИБ, на 30 сентября действовало 1556 ИСИ, из которых 995 – венчурные. Общая стоимость активов фондов – 225 млрд грн, из которых 214,7 млрд грн – у венчурных.

Хотели как лучше

Эксперты признают, что эффект от нововведения может быть обратным: Минфин так и не дождется дополнительных поступлений, а бизнес лишится инвестиций. «Зачастую инвестор, перед тем как забрать деньги из фонда, принимает решение о реинвестиции средств, чтобы отложить срок уплаты налогов. В таком случае налоги платит проект, в который происходит инвестиция», объясняет Андрей Левин.

Зачастую средства венчурных фондов – альтернатива дорогому банковскому кредитованию и отсутствию других доступных инструментов финансирования. «Новая норма приведет к сворачиванию уже начатых инвестиционных проектов, а также к перетоку капитала в другие страны Восточной Европы с меньшими политическими рисками и более либеральным налогообложением. Например, в Болгарию, где доход от операций с активами фондов, как и доход, полученный от инвестиций в инвестиционные фонды, не облагается налогом», – говорит генеральный директор КУА «ОТП Капитал» Григорий Овчаренко.

Более того, инвесторы могут начать выводить средства из действующих проектов. «Это усилит падение доходности и потери инвесторов», – говорит Дмитрий Леонов. Также он считает, что предъявление значительного количества ценных бумаг ИСИ к выкупу спровоцирует распродажу активов фондов, что, в свою очередь, приведет к падению цен на эти активы. «Реализация активов ИСИ будет происходить по ценам ниже, чем стоимость их приобретения. В результате у инвесторов будет отсутствовать доход, который можно было бы облагать налогом», – отмечает Дмитрий Леонов.

Неэффективной окажется и борьба с «минимизаторами». «Существует множество легальных способов оптимизации налогообложения – от использования физических лиц – предпринимателей до офшорных юрисдикций. Основной проблемой оптимизации налогообложения являются не институты совместного инвестирования или другие финансовые институты, а высокие ставки», – считает Григорий Овчаренко. «Среди ИСИ, конечно, есть минимизаторы, они есть и среди обычных ООО. Давайте с ними тоже бороться», – добавляет Андрей Левин.

Выход есть

По мнению опрошенных FinClub участников рынка, оптимальным является сохранение действующей нормы. «Текущий режим налогообложения не является налоговой льготой, как многие пытаются его трактовать, а является механизмом устранения двойного налогообложения», – объясняет Константин Стеценко. Он считает, что Минфину нужно вести работу не путем ужесточения налогового давления, а путем усовершенствования регулирования отрасли.

«Можно переписать нормы относительно структуры активов венчурных ИСИ, ввести для них какие-то дополнительные пруденциальные нормативы. Можно предложить также перевод дивидендов, выплачиваемых ИСИ в пользу инвесторов – юридических лиц, на налогообложение на общих основаниях, с оплатой в бюджет авансового взноса. Это должна быть работа НКЦБФР и Минфина совместно с участниками рынка», – отмечает Константин Стеценко.

 

Автор  Руденко Виктория

 

Источник: Финансовый клуб, 04.12.2015, 09:25

4 грудня 2015 р.