Почему торговцы не хотят быть «инвестиционными фирмами»?


Необходимый законопроект о регулировании рынка деривативов: реальная польза и спорные нормы.

Рассмотрение законопроекта №3498 относительно регулирования рынка деривативов, запланированное на 17 марта в Верховной Раде, перенесено на конец марта. Парламентарии сорвали «финансовый день» из-за политического противостояния вокруг вопроса о спецконфискации. Более чем 10 законопроектов по финансовой и банковской деятельности, которые бы могли способствовать развитию экономики страны, не дождались своей очереди. «Заниматься распределением власти оказалось приятнее, чем развивать экономику страны», ˜– сетовала в Facebook одна из представительниц отечественного финансового сектора.

Напомним, цель разработки законопроекта №3498 – создание предпосылок для повышения эффективности и функциональности рынков капитала и других регулируемых рынков в Украине. Для этого документ предполагает комплексное урегулирование вопросов функционирования рынков производных ценных бумаг и деривативов и законодательное регулирование их инфраструктуры.

Появятся востребованные услуги

Одной из позитивных новаций законопроекта №3498 и, в то же время, дискуссионным пунктом, эксперты называют создание условий для консолидации товарно-биржевого рынка и единообразный подход к регулированию товарных и фондовых бирж. Предусматривается передача организованных товарных бирж под контроль Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Такой шаг должен ликвидировать профанацию этой деятельности на рынке товарных бирж.

Согласно информации из пояснительной записки данного законопроекта, в прошлом году в Украине было зарегистрировано 626 товарных бирж, 109 из которых пребывали в состоянии приостановки. Деятельность осуществляли 200 бирж, на которых проводили операции в среднем по восемь брокерских контор. «Никто лучше, чем НКЦБФР, не умеет регулировать организованные рынки. Нет смысла размазывать эту функцию по разным ведомствам. Возможность совмещения деятельности по организации торгов на фондовом, товарном и денежном рынках позволит строить полноценные универсальные биржи», – сказал StockWorld управляющий директор инвестиционной группы (ИГ) Универ Алексей Сухоруков.

Впрочем, у данной новации есть и оппоненты. Они считают попытку НКЦБФР взять под контроль товарный рынок (абсолютно противоположный фондовому) сомнительной с точки зрения эффективности. В частности, такую позицию озвучивают в Асоциации «Украинские фондовые торговцы».

Еще одна важная норма законопроекта – введение на уровне закона понятия деривативов и всего, что с ними связано. Это снимет страхи юристов, исповедующих принцип «все, что не разрешено, – запрещено», что, в частности, очень важно для банков, где юристы традиционно консервативны.

«В условиях постоянно повышающихся требований к участникам рынка де-факто впервые появляются реальные возможности в рамках правового поля предоставлять клиентам давно востребованные услуги, а участникам рынка – соответствовать более высоким требованиям регулятора», – комментирует значение данного законопроекта для рынка Алексей Кий, президент ПАРД&АФП (Профессиональной ассоциации участников рынка капитала и деривативов).

Созданные благодаря этому документу инструменты позволят достигнуть паритета в обеспечении интересов клиента и участников рынка. В частности, этому будут способствовать гарантированность расчетов, счета условного хранения (эскроу-счета), торговый репозитарий, институт квалифицированных инвесторов.

Понятие квалифицированных инвесторов в проект закона относительно регулируемых рынков и деривативов ввела его разработчик – НКЦБФР. «Такая концепция является обычной для европейского законодательства, и давно ожидаема на украинском рынке капитала», – поясняет член Комиссии Юрий Буца. Квалифицированными инвесторами автоматически признаются международные финансовые организации, иностранные государства и их центральные банки, государство Украина и его Нацбанк, а также определенные категории финансовых учреждений нашей страны, в частности, коммерческие банки, страховые компании, профучастники рынка капитала. Кроме того, квалифицированными инвесторами могут быть признаны юридические или физические лица, соответствующие критериям, установленным регулятором. Такие инвесторы смогут самостоятельно принимать решения по инвестированию и брать на себя связанные с этим риски.

«Данный законопроект можно условно разделить на две части: регулирование деривативов и усиление полномочий НКЦБФР. Принятия предложений, изложенных в первой части документа, многие профессиональные участники рынка ждут с начала 2000-ых. Именно тогда начали предприниматься первые попытки урегулировать вопрос с правовым статусом, существованием и обращением производных финансовых инструментов. Несомненно, в первой части изложены важные для всего рынка нормы, требующие скорейшего принятия», – констатирует глава наблюдательного совета ПАО «Фондовая биржа ПФТС» Алексей Тарасенко.

Дискуссионные положения

А вот значительное количество положений второй части законопроекта, по мнению Алексея Тарасенко, являются достаточно дискуссионными. В частности, это лицензионная составляющая. По ней авторы документа не предоставили серьезных экономико-правовых обоснований необходимости дробления лицензий на различные виды профессиональной деятельности на фондовом рынке. Это приведет к необходимости проведения работы с регулятором по получению новых подвидов лицензий. Напомним, что вместо четырех видов деятельности по торговле ценными бумагами (брокерская, дилерская, андеррайтинг, управление ценными бумагами) предлагается семь (субброкерская, брокерская, дилерская, управление портфелем финансовых инструментов, инвестиционное консультирование, андеррайтинг с гарантией продажи, андеррайтинг без гарантии продажи).

В то же время, по словам главы НКЦБФР Тимура Хромаева, закон не будет предусматривать необходимость перелицензирования для всех участников рынка. «Заключительные и переходные положения» проекта содержат перечень лицензий, которые будут считаться автоматически переоформленными со дня принятия закона. Эта норма будет касаться лицензий на такие виды деятельности, которые существовали ранее, новые виды деятельности будут требовать лицензирования.

«Такое количество лицензий избыточно. Наши, не поддержанные, предложения заключались в том, что лицензия должна быть одна на осуществление профессиональной деятельности на рынке капитала. А в зависимости от видов предоставляемых услуг, по запросу лицензиата, Комиссия всего лишь пересчитывает требования к капиталу компании», – полагают в ПАРД&АФП.

Настораживает участников рынка и изменение терминологии путем ее слепого копирования с международных норм. «Снова предлагается тотальный ребрендинг: торговцы ценными бумагами станут «инвестиционными фирмами», профессиональные участники рынка ценных бумаг – «профессиональными участниками рынков капитала», биржа – «оператором регулируемого рынка», а рынок ценных бумаг, фондовый рынок – «рынком капитала». Изменение терминологии повлечет необходимость изменений во всех без исключения решениях, положениях НКЦБФР. Тогда участников ожидает изменение отчетности, разработка новых внутренних документов, шаблонов договоров и отчетности», – говорит директор фондовой биржи «Перспектива» Станислав Шишков.

Негативно могут повлиять на рынок намерения чиновников усилить полномочия Комиссии так, чтобы она могла самостоятельно устанавливать финансовые требования к его профессиональным участникам. Речь идет о том, что комиссия сможет на уровне своих нормативных документов прописывать новые условия для профучастников. Если сейчас эти требования закреплены в законе «О ценных бумагах и фондовом рынке», и правки туда сопровождаются организацией широкомасштабных обсуждений, то для изменения условий на уровне решения НКЦБФР общественность не привлекается. В случае конфликта интересов комиссионеров и профучастников рынка последнее слово в таком случае останется за комиссией.

«Мы считаем, что финансовые уставные требования как основные должны быть закреплены в законе, а регулятор должен иметь возможность устанавливать дополнительные экономические требования в развитие базовых параметров, определенных Парламентом с целью снижения операционных рисков. Такая модель работает в ЕС, где основные требования закреплены в директивах Европейского Союза», – делится Алексей Тарасенко.

Одним из главных минусов в нынешней редакции законопроекта является запрет организаторам торговли заниматься клиринговой деятельностью. «Возможность совмещения этих видов деятельности консенсусно была принята рабочей группой ПАРД&АФП, потому что в мировой практике есть много примеров, когда биржа является центральным контрагентом по всем заключаемым на ней сделкам. CME в Штатах, BM&FBOVESPA в Бразилии, KRX в Корее совмещают эти функции и являются лидирующими в мире по объему торгов деривативами», – подчеркнул StockWorld Алексей Сухоруков.

Шансы разнообразить инструменты

Опрошенные StockWorld эксперты полагают, что шансы для принятия данного законопроекта довольно высокие, так как его поддерживает финансово-банковский комитет Верховной Рады. В то же время, этот документ должен быть существенно доработан для принятия в целом. Например, в ПАРД&АФП ко второму чтению планируют предложить уточненные нормы по манипулированию, базируясь на концепции, разработанной торговым комитетом этой Ассоциации. По их мнению, существующие нормы слишком размытые и позволяют регулятору их трактовать слишком широко. Также в ПАРД&АФП намерены уточнить определение эскроу-счета с тем, чтобы его можно было использовать и небанковским учреждениям, в том числе и для счетов в ценных бумагах.

Случится это или нет – узнаем уже очень скоро.

Источник:
StockWorld, 24.03.2016, 09:04

24 березня 2016 р.