Фондовый и банковский рынки: дружба, любовь, взаимодействие?


Мнения экспертов и выводы редакции о взаимодействии финансовых рынков.

На StockWorld.com.ua продолжается серия публикаций на предмет зависимости рынка ценных бумаг от тех или иных факторов. После обзора позиций насчет его самостоятельности от влияния политических аспектов и финансово-промышленных групп мы рассматриваем уровень воздействия на него банковской системы.

Итак, мы традиционно спросили у гуру рынка и лидеров мнений, насколько и как взаимосвязаны фондовый и банковский сегменты. Что именно представляет собой их связь – несамостоятельность или коллаборацию?

Разумеется, все опрошенные редакцией спикеры сошлись во мнении относительно неизбежности связанности банковского и фондового рынков. Ведь, как правило, большинство банков являются профучастниками рынка ценных бумаг. Более того, без их участия функционирование рынка вообще невозможно, т.к. оно предполагает движение не только ценных бумаг, но и денежных средств; это напомнил Владимир Ульянов, экс-Глава Правления НДУ.

Дмитрий Леонов, Глава Совета УАИБ (Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса), склонен считать, что зависимость фондового рынка и банковской системы сильна и многофакторна. «Существующая модель финансового рынка у нас имеет законодательно обусловленный перекос в распределении свободного капитала (ликвидности). Банки концентрируют львиную долю ликвидных средств в силу обязательности многих их услуг (например, обслуживание всей платежной системы, первичного доступа к рынку ОВГЗ и т.п.). Кроме того, все предприятия и небанковские финансовые учреждения являются клиентами банков и должны держать свою денежную ликвидность на счетах банков. Опять же, банковская система исторически наиболее понятна населению с точки зрения размещения сбережений, а существование Фонда гарантирования вкладов физических лиц (безотносительно от эффективности этого механизма в целом) только подкрепляют инерционную ориентацию рядовых граждан на банковскую систему. Поэтому сложно переоценить роль банков с точки зрения аккумуляции инвестиционного капитала при IPO или первичном размещении ОВГЗ, андеррайтинге корпоративных и муниципальных ценных бумаг. В то же время, высокий уровень регулирования банковской системы, формы взаимодействия НБУ и коммерческих банков, а также значительный консерватизм риск-менеджмента зачастую ограничивают активность банков (и, соответственно, направление использования аккумулированного банками инвестиционного ресурса) преимущественно рынком ОВГЗ и депозитных сертификатов НБУ», – представляет свою развернутую позицию по этому вопросу господин Леонов.

Его дополняет Сергей Мелесик, Председатель Правления КМФБ (Киевской международной фондовой биржи), утверждая, что порой невозможно точно определить, где заканчивается фондовый рынок, и где начинается банковская система. Чем больше развита банковская система, тем лучше себя чувствует фондовый рынок.

Станислав Шишков, Директор фондовой биржи «Перспектива», сравнивает степень взаимодействия двух сегментов финансового рынка в Украине с зарубежными реалиями: «Роль банков на фондовом рынке Украины, разумеется, выше, чем в странах, где именно рынок капитала традиционно выступает драйвером развития экономики ("американская" модель). Мы несколько ближе к "континентальной" (немецкой) модели развития экономики и финансового рынка, где именно банки доминируют в управлении и финансировании корпораций. Впрочем, по мере диверсификации и глобализации мировой экономики, различия между американской и немецкой моделями на локальных рынках все больше уходят в прошлое, превалируют все более смешанные варианты. Те же тенденции присущи и Украине».

Он считает, что банки остаются наиболее значимыми и капитализированными инвесторами среди прочих финансовых институтов. «С другой стороны, банки избегают рисков инвестирования в паевые инструменты (акции) и предпочитают вложения в долговые инструменты. Причина: банки могут более широко использовать инструменты с фиксированной доходностью – не только для собственно инвестирования, но и как обеспечение при кредитовании, РЕПО, рефинансировании и др.; причем стоимость таких инструментов носит более предсказуемый и фундаментальный характер», – рассказывает о роли банковских учреждений на фондовом рынке господин Шишков.

Тему инвестирования продолжает Анатолий Отченаш, президент финансовой компании «Автоальянс-инвест»: «Банковская система на Украине своими действиями способствует разрушению индустрии совместного инвестирования. До сих пор у нас нет доверительных клиентских счетов. Банки-депозитарии не обеспечивают сохранение активов ИСИ, которым они представляют депозитарные услуги. При банкротстве банков активы ИСИ и НПФ не защищены. Без обеспечения гарантий для ИСИ при обслуживании в банках-депозитариях о развитии отрасли ИСИ надо забыть».

Таким образом, в качестве резюме о самостоятельности фондового рынка от банковского уместно говорить не о противопоставлении и дистанцировании, а о дополнении. Ведь, чем больше развита банковская система, тем лучше себя чувствует фондовый рынок. «Вряд ли обеспечение независимости фондового рынка от воздействия банковской системы является такой уж хорошей идеей, поскольку именно банки являются в последние годы крупнейшими операторами рынка, крупнейшими инвесторами. Вряд ли стоит противопоставлять одних участников фондового рынка другим, а учет рисков от кризисных ситуаций в банковской системе является важным для всех экономических субъектов, а не только для участников фондового рынка», – рассуждает Станислав Шишков.

Интересный совет относительно сотрудничества фондового и банковского рынков дает Оксана Параскева, партнер Investors Relations Agency: «Труднореализуемое collaboration должно стать основой нового рынка капиталов в Украине. Участники рынка смогут найти много больше во взаимном сотрудничестве и поддержке, чем в продолжении политики противопоставления. Банки смогут найти решение проблемы докапитализации через эмиссии акций и облигаций, а участники рынка смогут получить столь необходимые финансовые инструменты; бизнес, включая корпоративное управление в свою обновленную бизнес-модель, становится более устойчивым к потрясениям; инвестиционные решения становятся точками роста для принципиально новых рынков с практически неограниченным потенциалом».

Остается лишь пожелать стабильности банковскому сектору, ведь, по словам Ольги Видяпиной, Директора КУА «Интеллект Капитал», «если так пойдет и дальше, имею в виду процесс, называемый ныне «банкопад», то он, фондовый рынок, будет полностью свободен, останется только расчетно-кассовое обслуживание и все».

 

Источник: StockWorld, 16.06.2016, 09:34

16 червня 2016 р.