Олександр Скляров: Акції ПФТС на 100 років мені не потрібні


Минулого тижня донецька компанія "Альтана Капітал" разом з неназваними партнерами оголосила про купівлю 15,58% акцій біржі у асоціації "Фондове партнерство", яка володіла - 15,3%, та інших акціонерів.

На думку учасників ринку, зміна власника може вплинути на створення біржового холдингу за участю ПФТС та "Української біржі", якого не перший рік чекає основний акціонер обох майданчиків - Московська біржа.

Не виключено, що саме тому після зустрічі з новим великим акціонером ПФТС заступник голови правління Московської біржі Андрій Шеметов відправився в Нацбанк умовляти його увійти до складу майбутнього холдингу.

До названих подій АФП була другим найбільшим акціонером ПФТС після Московської біржі (на момент входження - ММВБ) і володіла 18% акцій. У 2011 році АФП провела два аукціони, на яких було продано 2,78% - компанія "ТАСК-брокер" придбала 1%, "Алор Україна" - 1,78%.

Серед решти міноритаріїв - колишній голова правління ПФТС Олександр Скляров, який володіє, за інформацією ІА "Інтерфакс", пакетом 2,9% і, всупереч чуткам, не прагне будь-що позбутися своїх акцій.

За його словами, московські акціонери чекають, чим закінчиться перетягування ковдри між акціонерами двох українських бірж, що загрожує затягнутися на невизначений час. Хоча вони ймовірно були б не проти кого-небудь ощасливити своїм контрольним пакетом, якби це дозволило повернути вкладені гроші.

Таку позицію Московської біржі Скляров вважає цілком зрозумілою в світлі останніх подій на вітчизняному фондовому ринку, а також з урахуванням вельми невизначених перспектив його розвитку.

- Александр Иванович, как выглядит "рука Москвы" на данном этапе процесса объединения УБ и ПФТС?

- На последнем весеннем заседании набсовета ПФТС, когда, наконец, зашла речь о создании рабочей группы по объединению с УБ, я попросил главу набсовета озвучить позицию москвичей в этом вопросе.

Ответ был почти дословно следующим: у нас есть несколько вариантов развития событий, но мы вам их не расскажем, пока вы, украинские акционеры обеих бирж, не договоритесь между собой и не найдете взаимоприемлемого решения, а мы с ним либо согласимся, либо нет.

Так что, боюсь, что на тот момент они сами не знали, чего хотели или же знали, но не хотели признаваться (улыбается).

Несколько позже - в средине июня - МБ через "особо доверенных" акционеров "Украинской биржи" начала продвигать идею обмена акционерами обеих бирж своих акций на акции Украинского биржевого холдинга (УБХ), созданного еще во времена РТС.

- Но, как известно, основной "вопрос преткновения" для украинских акционеров - оценка бирж?

- По мнению целой группы миноритарных акционеров ПФТС этим должен заниматься независимый оценщик из "большой четверки". Без вариантов.

И рабочая группа практически единогласно проголосовала за то, чтобы рекомендовать Набсовету выбрать независимого оценщика. МБ устами своего руководства публично подтвердила правильность такой постановки вопроса.

Пока же компания Dragon Capital по собственной инициативе, за что ей отдельное спасибо, предложила три варианта оценки. По одному из них ПФТС оценена в 13,8 миллиона долларов, а УБ - в 4 миллиона, то есть в соотношении более, чем три к одному.

В других вариантах это соотношение было несколько меньше. В любом случае, ПФТС стоит дороже УБ, потому что там есть живые деньги и деньги немалые.

Но когда встал вопрос о согласовании механизма конвертации акций ПФТС и УБ в бумаги УБХ, которому по идее будут принадлежать обе биржи, со стороны инициативных акционеров УБ появился проект документа, в котором предлагалось менять одну акцию УБХ на 29 акций УБ или на 32 акции ПФТС…

Понятно, что особых желающих со стороны ПФТС пока не нашлось и вряд ли найдется.

- После приобретения компанией Рината Ахметова "Альтана капитал" 15% акций ПФТС у вас появится шанс договориться с москвичами и акционерами УБ?

- (улыбается) Считаю, что шансы "на договориться" только увеличились. Владельцем 15-ти процентного пакета является бизнес-структура, а не общественная Ассоциация, добрая половина членов Набсовета которой имеют конфликт интересов по линии ПФТС-УБ.

Думаю, что остальные миноритарные акционеры ПФТС, и я в том числе, найдут общий язык с представителями "Альтаны". Собственно, его и искать по сути дела не нужно: "Альтана" весьма конструктивно все эти годы работала в составе Наблюдательного совета ПФТС.

- Как вы думаете, а был ли смысл "Альтане" вообще в это ввязываться, зачем они приобрели 15% акций ПФТС? Они рассчитывают на выход москвичей?

- Давайте пофантазируем. Как москвичи могут выйти? Продать свою долю? Или закрыть биржу? Даже в случае ликвидации МБ получит примерно три номинала за акцию, то есть 4-4,5 миллиона долларов, а заплатили они за свой пакет около 10 миллионов.

Если же им продавать пакет по рыночной цене, то цене будет еще меньше. Да и найдутся ли вообще желающие на покупку? Сильно сомневаюсь…

- Может быть "Альтана капитал" и купит?

- Зачем?

- А зачем она тогда купила 15%?

- Чтобы потом выгодно перепродать, как некоторые считают. Хотя сомневаюсь, это не уровень такой серьезной компании "тренироваться на кошечках".

А может быть, они знают что-то, чего не знают остальные. В любом случае официально озвучена позиция Альтаны, что это стратегическая инвестиция, и они верят в потенциал ПФТС, что меня как акционера биржи не может не радовать, поскольку это мнение авторитетного игрока на фондовом рынке Украины.

- Кстати, ходят слухи, что с 1 августа МБ перестанет "подкармливать" УБ по договору "на информационные услуги", что позволяло бирже показывать хотя бы какие-то финансовые результаты.

- Давно пора. Посмотрите на объемы торгов, на остатки на счетах и на все остальное - биржа на сегодня практически ничего не зарабатывает. При этом до сих пор не осуществлено никакой оптимизации расходов на тот же персонал, например.

По-прежнему пиаром занимается четыре человека, хотя при текущем состоянии рынка пиарить, мягко говоря, нечего. Или зачем держать столько людей на обслуживании центрального контрагента, если число сделок в день сократилось на порядок?

- Вы хотите сказать, на ПФТС ситуация лучше?

- Да. ПФТС, по крайней мере, сохранила свои активы, а не растратила их на мыльные пузыри и новогодние вечеринки.

В результате в данной ситуации ПФТС более жизнеспособное образование и может спокойно существовать. А вот выживет ли без дотаций УБ для меня большой вопрос, так как реального бизнеса там особо никогда и не было.

- Но ведь когда-то будет?

- Когда?! Вот вы, люди, которые в теме, знаете, какие принимаются нормативные акты, вы видите, как все централизуется и концентрируется, о каком бизнесе вы говорите сегодня?

Да, был и всегда будет рынок ОВГЗ, но нем биржи так и не научились зарабатывать. А что дальше?

- Но есть же пример днепропетровской биржи "Перспектива", которая растет и "развивается"…

- В чем? В объемах, которые они не могут монетизировать? Это давно уже даже не смешно. А на чем она зарабатывает? На основной деятельности? Уверен, нет.

Сколько УБ зарабатывает на объемах торгов в 3 миллиона гривен в день на срочном рынке? Несколько сотен гривен? Еще какие-то "копейки" зарабатываются на остатках, на счетах клиентов в банке.

По ОВГЗ же вообще нет никакой комиссии с оборота. Сейчас можно заработать лишь на первичных корпоративных размещениях, с чем ПФТС пока весьма успешно и справляется.

- То есть у бирж, как бизнеса, шансов нет вообще?

- Есть, но не у десятка, и даже не у тройки украинских фондовых бирж. Зачем в условиях недостаточной ликвидности нужно столько бирж, к тому же в эпоху всеобщей интернетизации? Вы можете сидеть с телефоном или планшетом хоть на берегу мамонтовой кости и торговать себе на здоровье где угодно и чем заблагорассудится.

- Давайте вернемся к возможным вариантам возобновления рынка. Как вы оцениваете перспективы кросс-листинга?

- Вы еще помните это слово? Ну, куда на этом рынке…? Что это даст? Чем те дочки будут лучше своих украинских материнских компаний? У вас был материал на эту тему.

- Можно ли что-то сделать, чтобы "этот рынок" выглядел не таким безнадежным?

- Можно. Например, обязать эмитентов размещать часть бумаг на бирже. Пять лет это будет недемократично, но будет работать, а потом все привыкнут. Кстати, подконтрольная биржа в этом случае совсем не помешает.

- Так, по вашим прогнозам, будет работать биржевой холдинг или нет?

- Пока еще никто не объявил решения о выборе независимого оценщика: набсоветы бирж даже не собирались по этому поводу. Поскольку набрать большинство московским акционерам по данному вопросу труда не составит, все зависит только от их желания сделать это.

Мы их в данном случае точно поддержим.

- А свои акции вы продавать не собираетесь?

- Буду честен: собираюсь жить лет сто, но акции ПФТС мне так долго не нужны. И если мажоритарным акционером будут приняты условия выкупа у миноритарных акционеров, несогласных с предлагаемой схемой слияния бирж, допустим - половина акций выкупается сегодня, а половина через два года по текущей на тот момент цене, то первую половину я готов продать ну практически по номиналу (улыбается).

А полученные деньги вложу в какой-нибудь очередной технологический старт-ап.

Джерело: Реальна Економіка

Автор: Ольга Галицька

30 липня 2013 р.