Фондовый рынок: депозитарный шок


 Государственные чиновники решили взять под свой полный контроль расчеты на отечественном фондовом рынке.

Активный протест основных участников рынка, выразившийся в официальных обращениях и открытых письмах к президенту, пресс-конференциях и даже предупредительной остановке торгов на Украинской бирже, не произвел должного впечатления на руководство нашей страны. , информирует еizvestia.com.

Отмахнувшись от мнения украинских специалистов как от надоедливой мухи, президент подписал Закон «О депозитарной системе Украины» в редакции, в которой он был принят парламентом 6 июля этого года. Все предложения по его усовершенствованию и указания на несоответствие законопроекта статьям Конституции Украины, высказанные профильными организациями и даже юридическим управлением Верховной Рады, были проигнорированы.

Сам текст закона обнародован на сайте парламента лишь в первых числах октября. Чем обернется введение новых правил для рынка ценных бумаг, предугадать пока сложно, но некоторые положения закона вызвали у специалистов глубокий шок.

До основанья, а затем…

Последние полтора года отечественный фондовый рынок откровенно деградирует. Уход иностранных игроков, разогревавших торги отечественными ценными бумагами, привел к полной апатии рынка. Ликвидных ценных бумаг становится все меньше. Объемы биржевых торгов упали в несколько раз. И на сегодняшний день не видно ни одной причины, по которой ситуация может улучшиться. Зато появилось еще одно серьезное основание для ее значительного ухудшения. И родилось оно, как обычно, в кабинетах госчиновников.

Основная задача депозитарной системы, которую срочно желают реформировать, — учитывать права собственности владельцев ценных бумаг. Подобно тому, как на счету в банке хранятся безналичные деньги, в депозитарии на счету хранятся бездокументарные акции и облигации, принадлежащие клиентам. Система учета ценных бумаг в Украине, мягко говоря, далека от совершенства, но она есть и более-менее нормально работает уже 15 лет.

Конечно, в идеале в стране лучше иметь один депозитарий, учитывающий все ценные бумаги. Это могло бы уменьшить расходы инвесторов и увеличить ликвидность бумаг. Однако до сегодняшнего дня украинское законодательство не ограничивало количество депозитариев, а Центрального депозитария (ЦД) в нашей стране создано не было. Его функции делили между собой три учреждения: депозитарий НБУ, предназначенный для обслуживания выпусков ОВГЗ, Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ, бывший Межрегиональный фондовый союз) и Национальный депозитарий Украины (НДУ).

Такое положение вещей создавало участникам рынка и инвесторам целый ряд проблем. Дело в том, что каждый инвестор или брокер должен открыть счет у хранителя, на котором находятся купленные им ценные бумаги, а хранитель в свою очередь должен иметь счет в том или ином депозитарии. Каждый эмитент ценных бумаг также обслуживается в определенном депозитарии. На сегодня признанная во всем мире технология защиты участников сделки от рисков — проведение расчетов по схеме «поставка против платежа». Заключается она в том, что перечисление средств на счет продавца и ценных бумаг на счет покупателя происходит одновременно, а обеспечивает одновременность этих операций именно депозитарий. Очевидно, что когда депозитарии у продавца и покупателя разные, то обеспечить синхронность поставки ценных бумаг и оплаты за них достаточно сложно.

Собственно, о создании Центрального депозитария, необходимость которого ни у кого не вызывала сомнения, и шла речь в законопроекте, разработанном при участии экспертов фондового рынка и представителей бирж и поданном в парламент еще в ноябре 2011 года. Однако в принятом в июле нынешнего года Законе «О депозитарной системе Украины» появились изменения, в корне меняющие ситуацию.

Во-первых, согласно принятому закону, Центральный депозитарий Украины будет подконтролен правительству и НБУ. В мировой практике это относительно распространенный подход. Правда, этим путем идут преимущественно страны бывшего соцлагеря. Например, в Словакии центральный депозитарий полностью принадлежит министерству финансов, в Болгарии и Хорватии государство выступает мажоритарным акционером ЦД, а в Польше центральный банк владеет почти половиной акций депозитария. Возможно, в Украине, где государство нередко допускает сомнительные вмешательства в работу фондового рынка, а участники рынка не испытывают к власти безусловного доверия, полезным был бы другой опыт — создание ЦД самими участниками рынка. Например, в Италии, Португалии, Чехии и Германии главные депозитарии полностью принадлежат биржам.

Во-вторых, новый депозитарий планируют создать на основе НДУ (70% акций принадлежат государству), которому остальные депозитарии в течение года должны передать все ценные бумаги, находящиеся у них на обслуживании. При этом в расчет не берутся интересы ВДЦБ, на обслуживании в котором, по данным на 1 января, находится около 75% выпущенных на украинском фондовом рынке корпоративных ценных бумаг. У государства, для того чтобы цивилизованно объединить два депозитария, ныне есть достаточное влияние как на ВДЦБ, так и на НДУ. Похоже, нет только желания с этим возиться. По сути, закон предписывает ВДЦБ подарить свой бизнес НДУ. И, разумеется, никто не собирается компенсировать инвестиции акционеров ВДЦБ в создание этого бизнеса. Сегодня ВДЦБ технологически намного сильнее НДУ. Однако, похоже, чиновникам из НБУ выгоднее создавать технологии заново на средства госбюджета и банков.

Однако главная проблема заключается не в порядке создания. Недоумение участников рынка вызывает набор возложенных на него функций. По существу закон создает неполноценный по функциям ЦД. Во всем мире денежные расчеты по внебиржевым операциям, «поставка против платежа», выплаты доходов на ценные бумаги, выплаты по погашаемым облигациям и тому подобное центральные депозитарии выполняют самостоятельно. В Украине же новым законом перечисленные функции у депозитария отняли. ЦД будет лишь учитывать права собственности и хранить ценные бумаги на счетах.

Монополия на клиринг

Однако усеченные функции Центрального депозитария не вызвали бы такой волны возмущения специалистов, если бы не еще одно изобретение чиновников. Самый большой конфликт, заложенный в принятом законе, кроется в нормах, предусматривающих создание новой организации — Расчетного центра. Практически создается новая инфраструктурная организация, которая будет заниматься клирингом и выполнять функции центрального контрагента для всей страны. Закон написан таким образом, что клиринговые функции будут монополизированы Расчетным центром, а тот, в свою очередь, будет напрямую подконтролен госчиновникам.

Такой прослойки, как Расчетный центр, нет ни в одной стране мира. Вероятно, потому что никому не нужна — она не создает добавленной стоимости, а только увеличивает расходы и повышает сложность инфраструктуры, которая от этого будет работать только хуже, считают эксперты рынка.
Клиринг (от англ. clear — очищать, вносить ясность) — система безналичных денежных расчетов, основанная на взаимном зачете сторонами требований и обязательств. Наличие клирингового центра на фондовой бирже позволяет осуществлять расчеты за ценные бумаги и оформление переуступки прав собственности без физического перемещения ценных бумаг между владельцами, сохраняя все бумаги в депозитарии.
На бирже каждый день совершаются тысячи операций по покупке и продаже ценных бумаг, в которых принимают участие сотни брокеров и частных инвесторов. Расчеты по каждой операции отдельно требуют огромного технологического ресурса. А учитывая, что за день один и тот же торговец может совершить неограниченное количество встречных сделок, это еще и не рационально. Поэтому клиринг на бирже — определение дохода и обязательств по сделкам каждого участника торгов с учетом всех совершенных им сделок — жизненная необходимость. В конце торгового дня депозитарий осуществляет переводы денег и ценных бумаг по счетам участников торгов, но уже не по каждой сделке в отдельности, а по результатам торгов каждого отдельного участника.

Чтобы реализовать такой подход, нужен центральный контрагент — организация, которая выступает покупателем для каждого продавца и продавцом для каждого покупателя. В странах с развитым фондовым рынком центрального контрагента чаще всего создает конкретная биржа, она же выполняет функцию клиринга. Но в варианте, предусмотренном новым отечественным законом, для этих целей создается внешняя структура — Расчетный центр, причем с правом на полную монополию.

Однако и это еще не самое страшное. Помимо клиринга, Расчетный центр будет выполнять функции расчетного банка для всех участников торгов на фондовом рынке. Закон предписывает Центральному депозитарию и всем остальным инфраструктурным организациям хранить свои деньги и деньги своих клиентов не в НБУ, а в Расчетном центре, который, занимаясь клирингом, берет на себя рыночные риски. Лишнее звено в цепи расчетов это уже дополнительные риски, ведь увеличивается вероятность технологических сбоев или ошибок при проведении операций. Но это не главное. В клиринговую организацию, которая по определению ведет рисковый бизнес, нельзя загонять деньги всего рынка, в том числе конкурирующих с ней других клиринговых организаций. Ни в одной стране мира Центральный депозитарий не хранит деньги в клиринговой организации.

Помимо повышения рисков, такие изменения имеют для бирж и чисто прагматический недостаток: биржи потеряют часть дохода, поскольку не смогут оказывать клиринговые услуги. Второй негатив — это финансовый удар по независимым биржам, прежде всего наиболее инновационным площадкам, активно развивающим линейку продуктов. Отныне ни один новый продукт не сможет быть создан без санкции Расчетного центра.

Туманные перспективы

Вступление нового депозитарного закона в силу грозит биржевым площадкам ограничением их автономности и существенной потерей дохода. Но главное зло закона — это создание очередной искусственной монополии. Конкуренция является источником развития в любой сфере. И наоборот — любая монополия становится тормозом и рано или поздно способна привести к деградации даже очень перспективного начинания. В условиях Украины с нашей аморальной коррупцией и чиновничьим беспределом этот закон особенно актуален. И последствия, как правило, более тяжелые. Да, на сегодняшний день фондовый рынок Украины представляет жалкую картину. Фактически на наших биржах нет ни одной публичной компании, реально заинтересованной в биржевых инвесторах. Рынок платит им взаимностью — большинство акций компаний ему также неинтересны. Однако причина такого положения дел кроется не в депозитарной системе или клиринговой системе, а в особенностях национального налогообложения и бизнес-климата. Именно тут нужна революция.

Источник: Экономические известия

22 жовтня 2012 р.