Тевелев: Ежемесячные инвестиции в фондовый рынок составят 200 млн. грн


Глава ГКЦБФР Дмитрий Тевелев о принятом Законе «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», сообщает ИнвестГазета.

За последние 15 лет в Украине так и не сформировалось достаточного количества инструментов, способных удовлетворить спрос инвесторов: маленькие free float, недостаточное количество качественных эмитентов, низкие объемы торгов и т.д. Принятие Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» поставило перед главой Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрием Тевелевым вопрос: «Сможет ли фондовый рынок в нынешнем его состоянии абсорбировать средства, которые появятся вследствие пенсионной реформы?». Дмитрий Тевелев уверен, что да, объясняя нынешний - не такой широкий, как хотелось бы - инструментарий небольшим пока еще спросом на продукты фондового рынка. По его мнению, когда начнется поступление ресурсов во II уровень накопительной системы, можно будет реально говорить о росте количества инструментов. И произойдет это, по ожиданиям главы ГКЦБФР, уже в 2013-2014 годах.

Как вы оцениваете с позиции гражданина Украины и с позиции главы ГКЦБФР принятый Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы»?

Безусловно, предложенная правительством пенсионная реформа - давно назревшая и необходимая новация. Для многих, кто не изучил данный вопрос, он является спорным. Но при этом я, пожалуй, не буду первым, кто скажет о том, что без таких изменений не то что о росте, о поддержании размеров пенсий на нынешнем уровне в ближайшие годы не может быть и речи. Это объясняется текущей демографической ситуацией: сегодня на 100 человек, осуществляющих отчисления в пенсионный фонд, приходится 93 пенсионера, а уже через пять лет пенсионеров будет больше 100. И далее соотношение неработающих украинцев к работающим будет только увеличиваться. Поэтому можно говорить о том, что в данном случае пенсионная реформа - фактически единственное решение данного вопроса.

Комиссия, будучи регулятором субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, не может стоять в стороне от переходного процесса системы пенсионного обеспечения. Основная наша задача в этом направлении сегодня - своевременно и полностью разработать новые нормативно-правовые акты и внести соответствующие изменения в действующие документы, регулирующие деятельность этих субъектов. Также наши специалисты будут обязательно участвовать в рабочих группах по внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Нам вместе с коллегами предстоит прописать механизм накопления средств на втором уровне пенсионной системы, обсудить тендерные условия относительно определения КУА, которые будут осуществлять деятельность по управлению активами Накопительного фонда, определить полномочия каждого субъекта этого уровня, порядок привлечения негосударственных пенсионных фондов до второго уровня и пр.

Как отразится реформирование пенсионной системы на работе ГКЦБФР и фондовом рынке? Какие функции регулятора будут изменены?

С учетом того, что Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» предусматривает, прежде всего, реформирование солидарной системы, а также внесение некоторых изменений во II и III уровни, этот документ практически не отразится на работе регулятора. Намного большее влияние на работу как фондового рынка, так и Комиссии будет иметь законопроект, который определит порядок направления взносов в накопительную систему (вероятно, осенью он будет внесен на рассмотрение парламента). Первые отчисления во II уровень накопительного фонда, согласно Закону, поступят 1 января 2013 года (а это 2% от фонда заработной платы всего населения Украины до 35 лет) и составят порядка 4 млрд. грн. в год, т.е. около 350 млн. грн. ежемесячно. По нашим предположениям, пенсионные средства будут распределяться приблизительно следующим образом: 50% - банковские активы и государственные ценные бумаги и еще 50% - фондовый рынок. Т.е. ежемесячно чистые инвестиции в фондовый рынок составят 150-200 млн. грн. с горизонтом вклада в 20-30 лет. Это то, что станет мощным толчком для развития отечественного фондового рынка. К слову, рынок сможет очень легко «впитать в себя» эти средства.

Что касается инструментов, то учитывая небольшой пока еще спрос на продукты фондового рынка, легко объяснить не такой широкий, как хотелось бы, инструментарий. Думаю, что когда начнется поступление ресурсов во II уровень накопительной системы, можно будет реально говорить о росте количества инструментов. По нашим ожиданиям, это будет в 2013-2014 годах. Соответственно объемы free float пойдут вверх, увеличится количество «качественных» эмитентов. И чем дальше, тем большими будут отчисления в пенсионные фонды и, соответственно, шире и разнообразнее станут инструменты для инвестирования.

Таким образом, мы станем свидетелями значительного рывка фондового рынка, который станем намного ликвиднее, намного объемнее и более разнообразным в разрезе инструментария.

Какие инструменты должны появиться на рынке? Будут ли пересмотрены группы активов, в которые будут вкладываться пенсионные деньги? Будет ли украинским пенсионным фондам предоставлена возможность приобретать ценные бумаги иностранных эмитентов?

По нашим прогнозам, имеет смысл ожидать «входа» пенсионных денег в такие группы активов, как корпоративные облигаций, акции банков, акции и облигации предприятий с государственной собственностью, а также - на первом этапе - акции компаний, входящих в сос­тав крупнейших украинских фи­нан­сово-про­мыш­ленных групп. Поэтому мож­но будет говорить о рос­те этих ценных бумаг.

Касательно новых инструментов отмечу, что накопительные фонды являются сверхконсервативными инвесторами, поэтому новые виды бумаг для вложения вряд ли появятся. Если говорить о возможности покупки иностранных ценных бумаг пенсионными фондами, то, в принципе, на законодательном уровне такая возможность существует и сейчас, но она ограничена валютной политикой НБУ. Поэтому дальнейшая «разблокировка» этой возможности зависит от Минфина и Нацбанка.

Если взять нынешние НПФы, вы довольны их работой? Каких изменений стоит ожидать в данном направлении?

Пожалуй, регулятор никогда не будет полностью доволен работой НПФ. В данный момент в системе не так много ресурсов - чуть более 1 млрд. грн. и существует немало трудностей. Но сейчас у НПФов есть чудесная возможность для роста и развития - ведь при запуске II уровня фонды, успешно проработавшие на рынке не менее шести лет (с момента начала работы негосударственных пенсионных фондов), смогут участвовать в тендере на определение КУА, которые будут осуществлять деятельность по управлению активами Накопительного фонда. Уже отчасти прописаны требования к таким фондам (к примеру, в части капитала), некоторые из них еще будут определены Комиссией (например, размер активов, находящихся у них в управлении). Однозначно, таких компаний будет несколько, и они будут отвечать самым высоким критериям, ведь их предназначение - управление средствами украинских граждан.

Источник: FundMarket

22 липня 2011 р.