Чиновникам из ГКЦБФР, НКРЭ и НКРС не избежать кадровой чистки?


2-го августа Президент Украины В.Янукович подписал Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг". Краткая суть документа заключается в следующем: в нацкомиссиях будет по 7 членов, включая председателя, все они назначаются на 6 лет главой государства и должны соответствовать высоким квалификационным требованиям, сообщает Левый Берег.

Таким образом, чиновники из ряда государственных органов, таких как, ГКЦБФР (кстати, ее скоро переименуют из "государственной" в "национальную"), НКРЭ, НКРС, и особенно Госфинуслуг ("имени Василия Волги"), должны напрячься - есть основания утверждать, что кое-где не избежать серьезной кадровой чистки. Целесообразность в этом имеется, что наглядно демонстрирует "разгребание завалов" в той же Госфинуслуг, о новых подробностях злоупотреблений в которой мы узнаем постоянно.

Пару месяцев назад в не самом приглядном свете выглядели и руководители НКРЭ. Ситуация была неоднозначная и выглядела она следующим образом: ряд предприятий алюминиевой и ферросплавной отраслей Запорожской, Николаевской, Днепропетровской и Полтавской областей потребовали от НКРЭ снизить тариф на электроэнергию, переведя их из 2-ого класса потребления в 1-ый. При кажущейся оригинальности логика в этих требованиях была. Дело в том, что в себестоимости производства алюминия и ферросплавов доля электроэнергии колеблется от 55 до 70%, то есть была экономико-технологическая потребность в уменьшении стоимости электротока. Тем не менее, НКРЭ занял жесткую позицию, мотивируя ее тем, что перевод предприятий из одного класса потребителей электроэнергии в другой осуществляется в соответствии с объемами потребления. Что ж, по крайней мере, с формальной точки зрения к руководству НКРЭ претензий нет. Правда, именно в формализме и упрекали регулятор алюминищики и ферросплавщики...

Специфическая ситуация складывается вокруг НКРС. Регулятор рынка связи за последние полгода успел изрядно подпортить отношения с крупными операторами. В числе тех, кому НКРС отказал в выдаче или продлении лицензии "Укртелеком" и "Киевстар", "Телесистемы Украины" и "Укомлайн". При этом, две из пострадавших компаний - "Укртелеком" и "Укомлайн" - выиграли судебные споры у регулятора. В обозримом будущем ожидаются рассмотрения исков "Киевстара" и "Телесистем Украины".

Ситуация с нежеланием продлить лицензию "Киевстара" в СМИ рассматривалась подробно, поэтому ограничимся кратким напоминанием. Регулятор в ответ на желание "Киевстара" продлить срок действия лицензии, заявил следующее - если бы компания получала лицензию после 2004 года, она могла продлить лицензию за 30% от ее стоимости и с сохранением всех нынешних условий лицензии. Получается, что виной "Киевстара" является то, что он начал свою деятельность до указанного срока. Цена вопроса в данном случае составляет 16 млн. грн. (если бы НКРС продлили "Киевстару" лицензию, то это обошлось бы лидеру рынка мобильной связи Украины в 3 млн. грн., но регулятор требует, чтобы "Киевстар" получил две лицензии, стоимостью по 9,5 млн. грн. каждая).

Проблемы "Телесистем Украины" в СМИ освещали значительно меньше, несмотря на то, что они имеют длительную историю. Еще в 2009 году компания, которая работает под брендом PEOPLEnet, обращалось к Нацкомиссии по вопросам регулирования связи относительно предоставления лицензии на право пользования частью частот в диапазоне 1900-2000 МГц. На что получила отказ в предоставлении в пользование радиочастотного ресурса. Отказ этот был из серии "без объяснения причин". Сейчас дело об обжаловании отказа НКРС в предоставлении "Телесистемы Украины" права на пользование радиочастотным ресурсом рассматривается Окружным административным судом Киева.

Впрочем, причины для отказа в предоставлении лицензии "Телесистемам Украины" у НКРС были. Другой вопрос, что данные причины имеют мало общего с интересами государства. А говоря проще, похоже, что базируются они на интересах людей, имеющих серьезный авторитет в области связи в нашей стране.

История уходит корнями в 2006 год - 5 июля 2006 года НКРС выдала ООО "Первый инвестиционный союз" лицензию на пользование радиочастотным ресурсом в диапазоне частот 1900-1920 Мгц. Этой лицензией был установлен срок начала пользования частотным ресурсом - октябрь 2006 года. С тех пор прошло почти 5 лет, однако, "Первый инвестиционный союз" до сих пор так и не начал пользование выделенными ему частотами (отметим, что срок начала пользования ему неоднократно переносили, причем без серьезных на то оснований). На часть частот из указанного диапазона и претендуют "Телесистемы Украины". Однако, регулятор упорно отказывает PEOPLEnet. Делает это, несмотря на то, что "Телесистемы Украины" официально заявили о готовности единоразово уплатить за лицензию в госбюджет 183 млн. грн.

В сложившейся ситуации возникает логичный вопрос - кто является бенефицаром ООО "Первый инвестиционный союз", права которого НКРС свято оберегает, несмотря на то, что эта компания не имеет возможности эксплуатировать указанные частоты. И делает это, несмотря на то, что условия выданной лицензии "Первый инвестиционный союз" не выполнил, что само по себе является основанием для аннулирования лицензии на пользование радиочастотным ресурсом (в соответствии с частью 2 статьи 38 Закона Украины "О радиочастотном ресурсе Украины").

Для того, чтобы понять - кто заинтересован в создании необоснованных преференций для "Первого инвестиционного союза" в ущерб его конкурентам, необходимо вникнуть в структуру собственности неудачливого владельца лицензии на частоты 1900-1920 Мгц.

ООО "Первый инвестиционный союз" принадлежит компании International Telecommunication Company (ITC, брэнд CDMA-Украина). В свою очередь, среди собственников компании ITC значатся белизские оффшоры Velosan Invest и Bovar Invest. По информации из источников, заслуживающих доверия, есть основания предполагать, что конечным бенефициаром белизских компаний является бывший заместитель министра транспорта и связи, нынешний глава Госслужбы спецсвязи и защиты информации Леонид Нетудыхата. В свою очередь, Нацкомиссией по регулирования связи руководит Петр Яцук, которого однозначно причисляют к креатурам "теневого лидера" отрасли связи, которым уже более 10 лет небезосновательно считается Нетудыхата (не является секретом то, что Яцук получил свою нынешнюю должность по протекции Нетудыхаты, у которого работал до этого заместителем и первым заместителем).

Исходя из этого становится понятным, почему возможное получение в госбюджет 183 млн. грн. от "Телесистем Украины" волнует руководителей НКРС меньше, чем создание преференций "Первому инвестиционному союзу". Действительно, до государственных ли интересов в ситуации, когда бизнес "патрона" оказался под угрозой из-за того, что более удачливые конкуренты хотят, а главное - могут, внедрять современные технологии...

Подписание Президентом Украины Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг" создает хорошие предпосылки для того, чтобы регуляторы проводили эффективные реформы, содействовали внедрению современных технологий. Это - шанс на оздоровление регуляторной политики, очищения ее от коррупции, необходимость чего доказана ситуацией вокруг Госфинуслуг. Тем более, что теперь именно глава государства получил право назначать членов и руководителей регулирующих органов. Вот только застрахованы ли мы от того, что руководители того или иного регулятора не подпадут под влияние "серого кардинала" отрасли (а таковые у нас имеются едва ли не в каждой важнейшей отрасли народного хозяйства), как это произошло в случае с главой НКРС?

К сожалению, это вполне реальная угроза, что мы видим на конкретном примере. Предотвратить ее может только твердое намерение Президента до конца идти по пути реформ и борьбы с коррупцией, при этом решительно освобождаясь от тех чиновников-попутчиков, которым "своя рубашка" гораздо ближе государственных интересов. Именно серьезность намерений и действий главы государства в этом вопросе может служить одним из показателей, по которым его будет оценивать народ Украины.

Источник: FundMarket

15 серпня 2011 р.