АУФТ обсудила с экспертами систему построения клиринга в Украине


СРО Ассоциация «Украинские Фондовые Торговцы» собрала более шестидесяти ведущих экспертов, в числе которых представители НБУ, ГКЦБФР, депозитариев, национальных и зарубежных фондовых площадок, крупнейших торговцев, профессиональных ассоциаций и СМИ, для обсуждения и определения базовых принципов построения модели клиринга в Украине.

Базой для обсуждения стала презентация универсальной модели клиринга для Украины, разработанная СРО АУФТ и оптимально адаптированная к национальному законодательству. «Мы не настаиваем на том, что презентованная сегодня модель – это единственный и безальтернативный вариант. АУФТ представляет свою точку зрения, которая сложилась под влиянием мирового опыта, российского опыта, закона о клиринге и, которая в то же время исходит из потребностей и, главное, реалий украинского фондового рынка. Это база для дискуссии, чтобы в будущем прийти к модели, которая не только на взгляд АУФТ будет оптимальной, но и отразит позицию большинства участников рынка, будь, то торговец, биржа, депозитарий или Регулятор. Текст проекта закона призван показать реальность формализации поставленной задачи – зримость цели», отметил в своем вступительном слове Глава Совета СРО АУФТ Сергей Михайлович Антонов. Также Сергей Михайлович обратил внимание собравшихся на то, что клиринг уже стал видом бизнеса на международных рынках и формируется потребность в этой услуге в Украине. А раз есть потребность в данных услугах, то и модель клиринга так или иначе формироваться будет, и уже формируется. Потому и назрела необходимость поднимать вопросы о стандартах и механизмах, унифицированности процесса и его контроля.

По мнению г-на Антонова сначала нужно определиться с терминологией – с тем, что вкладывается в понятие клиринга. Ведь определений клиринга, как в нормативных актах, так и в сложившейся практике, так сказать, уже существует огромное количество. Встречаются даже противоречащие друг другу. «Наиболее близким, максимально отражающим суть этого процесса для финансового рынка я считаю следующее: клиринг – это функция обеспечения исполнения обязательств», – сформулировал Сергей Михайлович. Именно в таком понимании чаще всего клиринг используется и международными экспертами, встречается в аналитических и методологических публикациях и именно благодаря этому качеству клиринг является бизнесом. Также спикер указал, что существует масса других смежных вопросов, которые требуют прояснения, например, клиринг и расчеты, в чем они совпадают, всегда ли клиринговая организация это центральный контрагент или нет, как соотносится клиринговая деятельность с построением системы расчетов по ценным бумагам и т.д.

Глава ГКЦБФР Дмитрий Михайлович Тевелев в своей речи поблагодарил, в первую очередь, АУФТ за то, что инициирована такая встреча. «Мне кажется, что это очень ценно. Это показатель заинтересованности участников фондового рынка в качественных изменениях, которые нам сегодня необходимы для построения эффективного фондового рынка. Очень благодарен, что такая дискуссия организована и считаю эту тему очень важной, – сказал Дмитрий Михайлович. Фондовый рынок сейчас переживает серьезный подъем. Вот за первое полугодие, за первые шесть месяцев, объем биржевых торгов в Украине, сравнялся с объемов торгов за весь предыдущий год. Хотя предыдущий год был сам по себе рекордным. Поэтому тема, которая сегодня предложена, является очень важной и очень востребованной, рынок нуждается в переменах и качественных изменениях. И без сомнения профессиональная дискуссия приблизит нас к этим стандартам и практикам».

Презентацию универсальной модели клиринга сделал Максим Шубин, главный специалист отдела нормативно-правовового обеспечения АУФТ. Он начал с анализа существующей ситуации: «Те модели клиринга, которые организовались на сегодняшний день стихийно и обеспечивают функционирование фондового рынка, действительно нуждаются в качественном изменении». Существующие модели не способствуют росту ликвидности фондового рынка и не в состоянии обеспечить достаточный уровень управления рисками. АУФТ включился в решение проблемы, т.к. стало ясно, что у торговцев назрела проблема – ни торговцев, ни их клиентов (инвесторов) не удовлетворяет существующий механизм проведения посттрейдингового обслуживания. Также необходимо отметить, что действующее законодательство, которое регулирует клиринговую деятельность, имеет фрагментарный и ярко выраженный отраслевой характер. Это привело к тому, что на каждом из сегментов финансового и товарного рынков сложилось отличающиеся подходы к регулированию похожих отношений.
В презентации Максим Шубин представил анализ разнообразия сложившихся моделей клиринга по биржевым договорам в Украине и основные риски по ним. Отметил, что через реализацию предложенной модели клиринга рынки получат не только повышение ликвидности (в результате повышения оперативности расчетов, снижения рисков, и тому подобного), но и получают дополнительные преимущества, например, возможность получения левериджа. Создание единственного центрального клирингового учреждения не будет способствовать унификации инфраструктуры фондового рынка и уменьшению его фрагментации. Рынок должен самостоятельно определиться с оптимальным количеством клиринговых учреждений.

Далее г-н Шубин представил анализ преимуществ клиринговой деятельности через депозитарий, биржу и отдельную клиринговою организацию. Вывод был предложен такой: клиринговое учреждение должно быть отдельным финансовым учреждением под двойным регулированием – со стороны НБУ (относительно клиринга денежных средств) и ДКЦПФР (относительно клиринга ценных бумаг) или Министерства экономического развития и торговли (относительно товарных рынков). Также докладчиком были рассмотрены функции клиринга, реализованные через различные инфраструктурные учреждения (клиринговое учреждение и Центральный контрагент) и на различных биржевых рынках (фондовый, фьючерсный, товарный), а также возможности построения клиринговой организации на базе банковского и небанковского сектора.

В завершении презентации Максим Шубин озвучил основные преимущества предложенной универсальной модели клиринга и расчетов, в числе которых были:
• Универсальный характер: способность обслуживать все биржевые рынки Украины (фондовый, фьючерсный, товарный, валютный). Именно необходимость построения универсальной модели расчетов в стране не позволяет строить систему расчетов на базе депозитариев, которые обслуживают исключительно фондовый рынок.
• Максимальная диверсификация видов обеспечения, а соответственно, мероприятий по управлению рисками.
• Удобство для участников биржевых торгов, через возможность использовать максимальное «денежное плечо» (леверидж) за счет использования практически любых видов активов в обеспечение под денежные позиции.
• Соответствие ныне действующим платежной и депозитарной системам. Предложенная модель не предусматривает существенной модернизации существующих платежной и депозитарной систем Украины и отвечает практике функционирования существующей финансовой системы.
• Соответствие международным рекомендациям по построению систем расчетов по ценным бумагам. Основные характеристики предложенной модели (диверсификация рисков в результате выделения учреждений, которые обеспечивают функции учета и клиринга, универсальность модели для обслуживания нескольких биржевых рынков одновременно) отвечают особенностям построения международных систем клиринга и расчетов. Это упрощает возможность интеграции с такими системами и создает условия для интернационализации национального фондового рынка, упрощения привлечения иностранных инвестиций, повышает производительность предлагаемой модели.
• Эффективность (снижение расходов) за счет внедрения клиринга и предоставления «денежного плеча» (левериджа) участникам клиринга, а также наличия тарифной и технологической конкуренции, между клиринговыми учреждениями.
• Широкие возможности для предоставления займов (в т.ч. РЕПО) как в ценных бумагах, так и в денежных средствах за счет клирингового обеспечения и банковских кредитов.

Как и прогнозировали организаторы, презентованная модель стала предметом заинтересованного обсуждения и горячей дискуссии. В выступлениях прозвучали как аргументы и предложения в поддержку предложенной модели и законопроекта, так и критические замечания и сомнения, относительно возможности создания универсальной модели клиринга для всех сегментов рынка вообще.

Но в одном все были единодушны: проблема создания системы клиринга существует, ее нужно решать, и то, что разработанные и вынесенные АУФТ на широкое обсуждение материалы стали отправной точкой для этой работы, является позитивом для отечественного фондового рынка.

Советник Председателя Правления ВДЦБ Анатолий Терентьевич Головко отметил, что вынесение вопроса о клиринге для обсуждения, является чрезвычайно актуальным: «Еще два года назад я выступал на конференции УАИБ с докладом о необходимости клиринга и тогда никто не понимал о чем идет речь. Сейчас мы обсуждаем с одной стороны универсальную модель клиринга, с другой – готовится для передачи в Кабмин проект закона о депозитарной системе, часть которого посвящена вопросам урегулирования клиринга. Оба проекта имеют как общие моменты, так и различия, и над ними еще необходимо работать. Но главный позитив состоит в том, что вопрос организации клиринга выносится из области теоретических дискуссий на уровень разработки законопроектов».

Достаточно активно также участники обсуждали вопрос построения одно- или много- структурной модели. Директор департамента стандартизации и развития законодательства НДУ Людмила Михайловна Буянова высказала поддержку идее универсальной модели клиринга именно на рынке ценных бумаг: «Единый центр обеспечивает единое централизованное исполнение функций и позволяет торговцам оптимизировать механизм работы, тратить меньше ресурсов, выстраивать один механизм взаимодействия, а не вырабатывать различные подходы для исполнения схожих функций, как у нас в свое время сложилось с депозитариями, использующими различные системы учета».

Наталья Григорьевна Лапко, Директор департамента платежных систем НБУ, обратила внимание участников на то, что выбирать подход к построению одно- или многоструктурной модели необходимо основываясь не только на опыте зарубежных рынков, но и украинских реалий. По мнению г-жи Лапко, рынок еще не раз соберется за круглым столом для обсуждения темы клиринга, прежде чем определится с тем или иным подходом.

Актуальность вопроса клиринга и для биржевых площадок подчеркнул Директор Украинской биржи Олег Васильевич Ткаченко: «Мы как участники рынка заинтересованы в формировании такого отдельного нового лицензированного вида деятельности как клиринговая деятельность. Это придаст еще один позитивный толчок к развитию фондового рынка».

В завершение дискуссии большинство участников сошлись на том, что основное, что точно должно быть обеспечено в ближайшее время на уровне закона – это четкое определение понятий: клиринг и клиринговую деятельность. Поддержал данную позицию в своей заключительной речи и Алексей Геннадьевич Петрашко, член ГКЦБФР: «Как мы видим, тема клиринга в Украине заслужила отдельный круглый стол, который собрал ключевых участников процесса, дискуссия состоялась. Действительно было что обсудить, и было полезно услышать различные точки зрения с профессиональными комментариями. Присоединяюсь к благодарностям участников, которые выражались организаторам за то, что они взяли на себя смелость отдельно поднять эту тему и даже предложить конкретную модель клиринга, под которую разработан конкретный законопроект. Также я согласен с позицией коллег по поводу того, что первостепенной задачей сейчас является выработка и принятие единого определения клиринга. Тут действительно не договариваться нужно, а именно формализовывать в конкретных моделях, проектах нормативных актов, с обоснованием своей точки зрения, и, таким образом, вырабатывать общее, единое определение. Дальше двигаться, не имея общего основания, будет не эффективно. Потому давайте сегодня высказывать свое мнение, слушать и слышать друг друга и приходить к тем позициям, которые позволят нам всем получить результат в виде более развитого, более ликвидного фондового рынка».

Довідка:
СРО АУФТ (Асоціація «Українські фондові торговці») була створена 12 березня 2009 року шляхом консолідації трьох СРО: Асоціація «Регіональний фондовий союз», «Київська міжнародна фондова біржа», «Українська фондова біржа». Асоціація є об'єднанням професійних учасників ринку цінних паперів, які здійснюють торгівлю цінними паперами.
Асоціація об'єднує 750 учасників. Основне завдання Асоціації - захист інтересів усіх членів організації шляхом нормативних ініціатив, мета яких – забезпечення стабільного розвитку і модернізації фондового ринку України.

Джерело: FundMarket

9 серпня 2011 р.