Вступили в силу новые правила проведения госзакупок


Одним из основных изменений в новой редакции закона является отмена для государственных, коммунальных предприятий и их объединений (определение термина не изменилось) обязательного проведения конкурсных процедур, поскольку их денежные средства не будут считаться государственными средствами. Исключение составят закупки за счет средств госпредприятий и их объединений, которые пользуются налоговой льготой; освобожденных от обязанности по уплате задолженности перед бюджетами; получающих прямую или опосредованную бюджетную поддержку, сообщают Экономические Известия.

 

Претерпел изменения перечень случаев, на которые не распространяется действие закона. В частности, это закупки товаров и услуг, осуществляемые Аграрным фондом в рамках закона «О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине», закупки товаров согласно номенклатуре, осуществляемые Госкомрезервом на биржевом рынке, закупки услуг по авиаперевозкам первых лиц страны.

Эти изменения позволят предприятиям на законных основаниях миновать утомительные конкурсные процедуры и гораздо оперативнее, чем до сих пор, удовлетворять свои потребности в товарах, работах и услугах. Вместе с тем, изменения к закону могут лечь тяжелым бременем на дефицитный госбюджет. Процедуры госзакупок теряют свою прозрачность, что, безусловно, спровоцирует новый всплеск коррупции в отрасли. Для изменения условий действующего договора о закупке необходимо пройти процедуры, предусмотренные «старым» законом. Но не легче ли будет расторгнуть такие договоры и забыть о законе навсегда? Здесь - новое поле для коррупционных отношений. Следует отметить, что теперь упрощена процедура проведения закупок у одного участника путем отмены согласования уполномоченным органом применения процедуры. К тому же, основания ее применения в новой редакции закона можно трактовать более субъективно: если «очень нужно» - применяем процедуру проведения закупок у одного участника, к тому же - без каких-либо согласований. Однако при получении госпредприятием кредита, предоставлении им гарантии или поручительства в силу действующих норм все же необходимо получить соответствующее согласование.

В действовавшей ранее редакции закона изменение любых условий договора, будь то существенные условия или несущественные, предусматривает прохождение процедур закупки «заново». Новая версия предусматривает возможность изменения существенных условий договора о закупке без дополнительных процедур. Удобная новация избавит от необходимости возвращаться к началу процедуры каждый раз, когда нужно, например, продлить срок действия договора в определенных случаях. Теперь несущественные условия можно изменять как угодно и без прохождения конкурса.

В новой редакции сужен перечень информации о закупке, которая подлежит обнародованию. Результаты закупки, предварительной квалификации, информация об одностороннем расторжении договора о закупке не будут входить в этот перечень. Также отменяется обязанность публиковать объявление о «крупной» закупке на английском языке. Таким образом, возрастает вероятность того, что заказчика не услышат «нежелательные» продавцы, в том числе, нерезиденты. Среди «загадок» закона - замена закупки на принципах координации закупкой по рамочным соглашениям. Кабмину еще предстоит определить особенности заключения таких соглашений.

Также изменены требования к лицам, входящим в состав комитета, проводящего торги. С одной стороны, они ужесточаются: в комитет могут входить только должностные лица заказчика (ранее - любые представители заказчика). В то же время требования смягчаются - обучение по вопросам организации и осуществления закупок в установленном законодательством порядке должны пройти только председатель и секретарь комитета, а не все его члены. Отменена необходимость планировать закупку заранее, предусматривая ее в финплане на год и в соответствующей смете расходов заказчика. Это логично, поскольку точно предусмотреть время возникновения потребности в товарах, работах, услугах и объемы такой потребности не всегда удается. В случае «внезапной нужды» необходимо вносить изменения в финплан, причем по отдельной процедуре, предусмотренной законодательством.

Новая редакция закона предполагает изменения только в план госзакупок. При этом обязанность комитета по торгам составлять и утверждать годовой план остается в силе. Поскольку данный вопрос относится к компетенции комитета, он может быть решен на ближайшем заседании комитета. В свою очередь, необходимость в изменении финплана отпадает.

Законодатели несколько повысили размер административных штрафов за нарушения в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг за государственные средства. Однако едва ли эта норма может остановить украинского коррупционера. Следует отметить, что нововведения не повысят шансы «рядового» производителя товаров, работ, услуг стать победителем конкурса или же стать его «единственным участником».

Источник: FundMarket

11 жовтня 2011 р.