АО не хотят дематериализоваться


Более половины акционерных обществ в Украине до сих пор не перевели эмитируемые ими акции в бездокументарную форму

В НКЦБФР отмечают, что, несмотря на оживление процесса дематериализации в 2011 г., ожидать его завершения придется еще очень долго. Это, по мнению участников рынка, связано с нежеланием эмитента выполнить норму закона и отсутствием эффективных рычагов влияния в данном вопросе у регулятора.

Согласно данным Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в 2011 г. акционерные общества ускорили процедуру дематериализации акций по сравнению с предыдущим годом. Так, на начало 2012 г. более 5,2 тыс. предприятий прошли процесс перевода акций с документарной в бездокументарную форму существования (в результате чего учет прав собственности на акции будет осуществляться не с помощью регистратора, а в депозитарной системе учета прав собственности (хранитель-депозитарий). В начале 2011 г. их количество составляло около 2 тыс. компаний.

Таким образом, на сегодня процесс дематериализации завершил почти 31% из предприятий с действующими выпусками акций. Еще около 18% — не нуждаются в дематериализации, так как эмитировали свои акции в бездокументарной форме. Количество же акционерных обществ, выпуски акций которых остались в документарной форме, составляет 51% (то есть 8 634 АО) от общего их количества.

«Стоит отметить, что это достаточно неплохой показатель. Безусловно, о завершении процесса говорить пока рано, но существующие результаты дают нам основания говорить о скорейшем окончании дематериализации»,— комментирует полученные результаты директор департамента корпоративного управления и корпоративных финансов НКЦБФР Алла Папаика.

Напомним, что, согласно закону «Об акционерных обществах» (который был принят в сентябре 2008 г. и вступил в силу в апреле 2009 г.), акции, выпущенные в документарной форме, должны были быть переведены в бездокументарную форму еще до 30 апреля 2011 г.

На сегодняшний день, по словам госпожи Папаики, в случае «выявления нарушения законодательства», а именно неосуществления эмитентами перевода выпуска акций в бездокументарную форму, Комиссия выносит соответствующие предписания об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах. В случае невыполнения предписания НКЦБФР применяются финансовая санкция в размере от 1 тыс. до 5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан и новое предписание. При этом срок для устранения нарушения в первом случае составляет шесть месяцев, при повторном — три месяца.

«В случае невыполнения повторного предписания об устранении нарушений законодательства Комиссия выносит решение о приостановлении внесения изменений в систему реестра владельцев именных ценных бумаг определенного эмитента до устранения нарушения (приостановления обращения ценных бумаг.— «і»)»,— сообщает Алла Папаика.

По словам юриста ЮФ «Лавринович и Партнеры» Ольги Любунь, основная проблема при проведении дематериализации акций — сложность и ограниченность во времени данной процедуры (европейский опыт предусматривал более длительные сроки, нежели два года.— «і»).

«Собственно, сами работники НКЦБФР осознают это так же, как и реально оценивают собственные возможности одновременной обработки документов большого количества эмитентов. Поэтому НКЦБФР, как правило, и не прибегает сразу к применению санкций в отношении эмитентов, которые до сих пор не осуществили дематериализацию акций, а дает им время на устранение нарушения»,— говорит она.

С другой стороны, как отмечает начальник депозитарного отдела инвестиционной группы «Альтера Финанс» Сергей Филин, эмитенты, которые хотели выполнить норму закона, уже это сделали. Действий же остальных акционерных обществ в этом направлении без более серьезных «аргументов» НКЦБФР ожидать не стоит. Вот только регулятору для охвата всего рынка придется осуществить около 17 тыс. проверок.

«Согласно закону, невнесение изменений в устав и внутренние положения акционерного общества является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг этого общества. Поэтому общества, которые не намерены изменять размер уставного капитала, номинальной стоимости акций или осуществлять другие действия, подлежащие регистрации в соответствии с законодательством, продолжают существовать в старом правовом поле»,— продолжает мысль Сергея Филина старший партнер LCF LAW GROUP Артем Стоянов. К таковым относятся преимущественно небольшие предприятия производственных отраслей, в частности, в сельскохозяйственном производстве. Наиболее законопослушными же в соблюдении норм закона, по его информации, оказались финансовые учреждения, страховщики, участники рынка ценных бумаг и т.п.

Среди других причин невыполнения требований НКЦБФР эксперт также отмечает необходимость в привлечении внешних специалистов для сопровождения необходимых процедур по дематериализации в связи с их сложностью, что влечет за собой дополнительные расходы на оплату соответствующих услуг. А также восстановление сведений о владельцах акций общества, эмитированных на предъявителя, сведений о правопреемнике акционера в случае его реорганизации, ликвидации, смерти.

«Остальные компании, за редким исключением, процесс дематериализации вообще не пройдут. Цифра в 5,2 тыс., перешедших в бездокументарную форму, отображает истинное количество «живых» АО среди общих 15 тыс., плюс, конечно, общества с изначально бездокументарными бумагами»,— уверен Сергей Филин. Остальные, по его словам, либо вовсе не нужны своим акционерам, либо стоимость проведения дематериализации превышает финансовые возможности этих эмитентов.

Источник: Экономические известия

Автор: Леся Выговская

23 лютого 2012 р.