Ассоциация фондовых торговцев (АУФТ) ведет диалог с Налоговой службой в отношении необходимых изменений в законодательство.
Цель переговоров - избежать манипуляций с ценными бумагами, сообщил член совета Ассоциации Андрей Некрылов.
Также АУФТ и ГНС обсуждают правила определения справедливой цены активов - для последующего корректного определения базы налогообложения и снижения доли схемных операций на фондовом рынке.
В частности, этому могло бы способствовать более широкое внедрение электронного документооборота как инструмента контроля за операциями профессиональных участников фондового рынка (около 760 торговцев и около 80 банков), а так же оперативного обмена данными между саморегулирующимися организациями (СРО), Нацкомиссией по ценным бумагам и Налоговой службой.
В частности, вариантом предложения по реформированию системы обмена информацией - наделение всех профессиональных участников фондового рынка функцией информационных агентов Государственной налоговой службы: обязать их регулярно (как можно чаще, лучше - ежедневно) отчитываться в ГНС относительно всех сделок с финансовыми инструментами и состояния портфелей финансовых инструментов.
Органам ГНС, с другой стороны, ввести их мониторинг.
"Ключевая проблема, которая способствует бесконтрольному использованию ценных бумаг для минимизации налогообложения - это несовершенное законодательство, неразвитый биржевой рынок, а так же отсутствие прозрачного клиринга ценных бумаг", - говорит Некрылов.
Сейчас использовать статистику организованного рынка для определения спаведливых цен на ценные бумаги в Украине сложно из-за того, что существует низкий уровень оперативности данных, возможные неточности в структуре данных, внебиржевые операции по объемам примерно в 7 раз больше объема торгов на организованном рынке (около 346 млрд. грн. против 2,1 трлн. грн.).
По его словам, в России уже действует принцип определения справедливой цены на активы, при которых справедливой стоимостью ценных бумаг считается результат биржевых торгов - с пределом колебаний цены в сторону увеличения не выше 20% от цены котировки.
При отсутствии котировок, используется метод аналогии, подбор и анализ на примере подобного эмитента (сектор экономики, статистика экономических показателей деятельности по аналогии) с возможным привлечением субъекта оценочной деятельности.
Также у северного соседа, по мнению Некрылова, можно позаимствовать принцип "соответствия бизнес целям" - согласно которому контролирующие органы могут лишить статуса предпринимателя субъект, который постоянно показывает убытки, и соответственно, не выполняет ключевую функцию бизнеса – получение прибыли.
В качестве успешного примера по стимулированию/дестимулированию (негативные тенденции подлежат корректировке), путем внедрения сборов.
Пример, Китай, Великобритания и ЕС. Андрей Некрылов приводит практику Китая, где местные налоговые органы взымали определенный период времени т. н. гербовый сбор, в размере до 0,3% от суммы операции на фондовом рынке.
Внедрение данной меры было продиктовано необходимостью оперативной реакции регулятора для сдерживания инфлятивного роста рынка (прямое сдерживание роста "мыльного пузыря").
В случае Украины, при оценке роста реального сектора экономики и фондового рынка, "пузырь" имеет свои национальные особенности (объем торгов на 845 млрд. грн. превышает ВВП).
А применение сбора на неорганизованном (внебиржевом) рынке, с обязательным разделением объектов обложения сбором (данная мера не должна затрагивать рынок государственных долговых инструментов, инструментов гарантированных государством), считает эксперт.
"Применение гербового сбора приводит к тому, что уплата налога происходит в момент проведения операции - при этом уклонится от такого сбора будет сложно, так как все операции в любом случае фиксирует центральный депозитарий", - отметил Некрылов.
Источник: Экономическая правда