Налоговое отступление
Государственная налоговая служба смягчила давление на торговцев ценными бумагами


Торговцам ценными бумагами удалось убедить Государственную налоговую службу пересмотреть запрет на включение свыше 25% инвестиционных убытков прошлых лет в отчетность за I полугодие. Налоговики признали, что ограничиваться должны не расходы на покупку ценных бумаг, а только реально понесенные убытки от сделок с ними. Однако конфликт сложно считать исчерпанным, пока региональные налоговые инспекции не откажутся от проведенных доначислений, говорят торговцы.

В Государственной налоговой службе (ГНС) обратили внимание на публичные обвинения ассоциаций банков, торговцев ценными бумагами и налогоплательщиков в непрофессионализме и изменили свою трактовку норм Налогового кодекса, что позволит торговцам сэкономить на уплате налогов. Как сообщал "Ъ" (см. номер от 30 августа), ГНС с 9 августа начала массово доначислять торговцам налоговые обязательства, опираясь на то, что юрлицам разрешено включать в отчетность лишь 25% суммы убытка (отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль) прошлых лет. При этом в отношении торговцев со ссылкой на письмо ГНС N 320/0/71-12/15-1217 применили ограничение к "сумме отрицательного финансового результата операций с ценными бумагами и деривативами". Хотя этот "убыток" является затратами на покупку ценных бумаг, и его невключение в отчетность привело бы к неоправданной уплате налогов примерно на 10 млрд грн.


Теперь налоговики не будут путать расходы на покупку ценных бумаг и отрицательное значение объекта налогообложения
В пятницу в ГНС признали, что "отрицательный финансовый результат от торговли ценными бумагами по своей сути является понесенными в прошлых налоговых периодах расходами на покупку ценных бумаг (непроданных на текущий момент) и не является отрицательным значением объекта налогообложения по налогу на прибыль". Теперь налоговики не будут путать расходы на покупку ценных бумаг и отрицательное значение объекта налогообложения, считает глава совета директоров ICU Валерия Гонтарева. "По сути, это разъяснение перечеркивает письмо от 9 августа",— говорит она.

Впрочем, директор КУА "Финэкс-Капитал" Игорь Когут отмечает, что новая позиция ГНС противоречит другим ее разъяснениям, а незадокументированный статус заявления пресс-службы не позволит территориальным подразделениям налоговой применять его на практике: "Они его сегодня написали, а завтра снимут с сайта". По его словам, для разрешения конфликта необходимо отменить письмо от 9 августа. "Стремления ГНС поделить убытки на четыре года (по 25%.—"Ъ") понятны, и их можно принять. Однако необходимо разграничить "убытки по ценным бумагам" и "затраты на их приобретение". А это уже требует изменений в законодательстве",— добавил эксперт.

Пока письмо ГНС не отменено, банки с крупными портфелями ценных бумаг вынуждены в индивидуальном порядке разбираться с доначислениями, полученными большинством из них. По данным НБУ, больше всего инвестировали в ценные бумаги Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрэксимбанк, ПУМБ, УкрСиббанк и Эрсте Банк. "Как иностранный банк, мы всегда выполняем законы и в данном случае тоже выполним",— сказал начальник отдела экономических исследований Эрсте Банка Марьян Заблоцкий. По его словам, если ассоциации не добьются отмены письма налоговой (ассоциации обратились в парламентский налоговый комитет), банк оплатит все начисления. Игорь Когут добавил, что торговцы, которым предписали уплату небольших сумм налогов, уже их перечислили. "И госбанки заплатят, ведь им нет разницы, когда дать деньги в бюджет",— сказали в одной из ассоциаций.

В ситуации полной неопределенности банки начали ограничивать операции с ценными бумагами на вторичном рынке. "Нет смысла покупать бумаги, ведь даже при их продаже в "ноль" с 75% полученных доходов нужно будет уплатить больше 20% налога. Пока есть это письмо, мы не работаем на рынке",— отметили в одном из крупнейших банков. Кодексом установлено ограничение включения по 25% убытка ежегодно до 2015 года. Это может заставить торговцев держать свои портфели до продажи больше трех лет, подчеркивает господин Когут. "Можно, конечно, продать портфель нерезиденту за 25% от его стоимости. Получится доход на отраженную в расходах сумму. А у нерезидента потом выкупить его по полной стоимости. Лучший способ вывести деньги из Украины придумать сложно",— объяснил он.

Впрочем, даже если в ГНС найдут компромисс с торговцами, в будущем фискальное давление на рынок усилится. "Только 11% оборота ценных бумаг происходит с реальными бумагами реальных предприятий, которые котируются на биржах. А остальные ценные бумаги — это инструмент уклонения от налогообложения. Мы наблюдаем 1 трлн грн оборота ценных бумаг притом, что в бюджет платится очень маленькая сумма — 150 млн грн,— рассказал глава ГНС Александр Клименко.— Практика показывает, что для уклонения от налогообложения часто используются именно механизмы фондового рынка".

Источник: Коммерсантъ.ua

Автор: Николай Максимчук, Руслан черный

3 вересня 2012 р.