Вчера в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления деятельности на фондовом рынке», разработанный ГКЦБФ.Авторы документа надеются адаптировать существующее правовое поле к требованиям ЕС, а также внедрить общепринятые в цивилизованных странах принципы работы организационно оформленного сегмента фондового рынка. В частности, законопроект предлагает дать определение термину «регулируемый (организационно оформленный) фондовый рынок», а также вносит изменения в законодательство, которое применяется в этом сегменте рынка, в том числе в Хозяйственный кодекс, Гражданский кодекс и законы Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного оборота ценных бумаг» и «О ценных бумагах и фондовом рынке», сообщают Экономические Известия.
«Исчезает понятие «организационно оформленный внебиржевой рынок», которое удивительным образом на долгое время прижилось в Украине. Теперь у нас, как и во всем мире, есть рынок организационно оформленный (т.е. биржевой) и внебиржевой. Это понятно и логично»,— объясняет директор по инвестиционной политике компании «Донфинсервис» Ирина Охременко.
Биржи получают полноценную возможность проводить клиринг и расчеты. При этом вчетверо повышаются требования к собственному капиталу, что позволит повысить финансовые гарантии клиентам биржи.
Кроме того, чтобы усилить противодействие созданию манипуляционных схем купли-продажи ценных бумаг на регулируемом рынке, законопроект предлагает установить запрет (он тоже будет прописан в ГК.— Авт.) на изменение цены и сроков исполнения договоров, заключенных на фондовой бирже путем подачи сторонами публичных оферт.
В Гражданском кодексе появятся определения ипотечных и приватизационных ценных бумаг, а понятие «договор купли-продажи ценных бумаг» получит свое однозначное толкование как в Гражданском кодексе, так и в законе о ценных бумагах и фондовом рынке.
Чтобы инвесторы могли своевременно и в полном объеме получать информацию о том, что торговцы ценными бумагами делали с эмиссионными бумагами на фондовом рынке, законопроект предлагает потребовать размещения этой информации (эмитент, вид, тип, класс, форма существования и форма выпуска ЦБ, количество бумаг и цена каждой сделки) в общедоступной базе данных ГКЦБФР.
Изменена также формулировка статьи о рейтинговых агентствах и рейтинговой оценке. Согласно ей, обязательному рейтингованию подлежат долговые и ипотечные бумаги, кроме ОВГЗ, облигаций ГИУ и муниципальных бондов. «В предыдущей версии из закона вытекала необходимость рейтингования не только опционов, но и фьючерсов, выпускаемых фондовыми биржами, и т.п., что неразумно»,— подчеркивает госпожа Охременко. Но мечта эмитентов облигаций сэкономить на обязательном рейтинговании так и не осуществится.
По словам члена совета АУФТ Олега Швеца, очень важным является урегулирование совершения торговцами операций с финансовыми инструментами.
«Существует коллизийная норма о том, что ценнобумажные финансовые инструменты могут обращаться только на фондовой бирже,— объясняет он.— В то же время в торгах на фондовой бирже могут участвовать только профессиональные торговцы, но сама лицензия у них звучит как «лицензия на торговлю ценными бумагами», и это есть исключительный вид деятельности». То есть до сих пор формально торговцы ЦБ не имеют права торговать производными финансовыми инструментами, такими как форварды, свопы, опционы, и даже полюбившимся всем фьючерсом.
Источник: Экономические известия
Автор: Ольга Галицкая