Агрокомпания Ukrlandfarming, отменившая IPO на Лондонской бирже AIM в прошлом году, рассматривает возможность размещения в этом. Сейчас компания активно наращивает земельный банк — именно ее в инвестбанковских кругах называют покупателем сразу двух крупных игроков рынка — "Райз" и "Дакор Агро Холдинг". О планах компании ее владелец ОЛЕГ БАХМАТЮК рассказал корреспонденту Ъ ЕЛЕНЕ СИНИЦЫНОЙ на "Форуме Россия-2011", организованном ИК "Тройка Диалог".
— Правда ли, что Ukrlandfarming купила компании "Дакор Агро Холдинг" и "Райз"?
— Этот вопрос мы не комментируем. Мы ведем переговоры об увеличении рынка земли, но сделки не обсуждаем.
— Значит, информация не соответствует действительности?
— Мы просто не комментируем.
— Вы отказались от запланированного IPO Ukrlandfarming из-за волатильности рынка. Какие планы у компании сейчас?
— Мы были полностью готовы к размещению, но рынок сильно упал. Сейчас мы планируем IPO, тем более что у компании появилась возможность существенно увеличить земельный банк. Мы рассматриваем различные инструменты привлечения капитала, среди них и частное размещение. Сейчас есть интерес со стороны частных инвесторов. Мы ведем активные переговоры с JP Morgan, KPMG и другими — им интересны компании, которые в перспективе будут крупными игроками на рынке земли. Мы считаем, что сейчас конъюнктура рынка даже лучше, чем когда мы планировали размещение.
— Кому принадлежит Ukrlandfarming?
— Холдинг на 100% принадлежит мне.
— Как увеличится земельный банк Ukrlandfarming в этом году?
— Минимум в два-три раза. Все зависит от сделок, по которым мы сейчас ведем активные переговоры.
— На чем специализируется Ukrlandfarming?
— Компания обрабатывает около 150 тыс. га земли (около 12 видов культур) и занимается производством говядины и свинины (18 мясокомбинатов и 2 завода по переработке кожи). В прошлом году мы занимали около 20% рынка говядины и 75% рынка ее экспорта в Россию.
— Многие считают животноводческое направление невыгодным, а вы его развиваете. Почему?
— Это самые трудоемкие проекты. Они имеют наибольшие капитальные затраты при сроке окупаемости не менее 7-9 лет. Если производство мяса птицы занимает 37-45 дней, а свиньи — 120-160 дней, то первые деньги от производства говядины можно получить через 1000-1200 дней. И это без учета затрат на помещения и других инвестиций. Поэтому такой бизнес в последнюю очередь попадает в поле зрения инвесторов. Хотя синергия по маржинальности тут самая большая. Кроме того, крупных частных предприятий на рынке практически нет, а при небольших объемах производство невыгодно. Мы начинаем с небольших проектов и будем двигаться в этом направлении.
— Вас интересует мясное или молочное направление?
— Мы совмещаем два проекта — по производству мяса свиньи и мяса крупного рогатого скота в пропорции 60% на 40%. Производство свинины будет вытягивать проект за счет большей скорости воплощения, маржинальности и спроса.
— Какие еще направления планирует развивать Ukrlandfarming?
— Мы считаем перспективными биржевые товары — сахар и кукурузу, используемые в производстве биоэтанола. Кукуруза интересна тем, что сейчас запасы этого продукта самые низкие за последние 20 лет. Мы видим, как резко поднялось в цене топливо. Последние действия правительства США по увеличению квоты кукурузы на производство биоэтанола подтолкнут рынок к росту цен до $350-600/т. В Бразилии тоже запланировали увеличение производства биоэтанола. По этой же причине нам интересен рынок сахара. Мы рассчитываем, что эти товары будут самыми перспективными и по марже, и по востребованности, и по темпам продаж.
— Что будет включать в себя сахарное направление и о каких объемах идет речь?
— Выращивание, переработка и экспорт. Кроме того, есть внутренний рынок, который сейчас недорабатывает 300-400 тыс. т в год, а цена на сахар практически сравнялась с мировой. Пока мы запланировали посеять и собрать около 100 тыс. т свеклы в этом году.
— Все эти направления будут развиваться в одном холдинге?
— Да, выводить их в отдельные структуры мы не будем.
— С учетом мощностей Ukrlandfarming и "Авангарда" вы могли бы развивать и мясное птицеводство. Вы в этом заинтересованы?
— Ни один инвестор не пойдет в проект, который может вызвать профицит внутреннего рынка. Конечно, есть внешний спрос, тем не менее вряд ли в ближайшей перспективе выход на этот рынок будет целесообразным при наличии такого крупного игрока, как "Мироновский хлебопродукт".