Рабочая группа из чиновников Национального банка и Администрации президента займется изменением законодательства, которое сделает невозможным оспаривание в суде договоров поручительства. Одним из оснований для внимания чиновников к этой теме стало судебное разбирательство между менеджером «Укртатнефти» Павлом Овчаренко и Альфа-банком.Эксперты полагают, что это дело — один из инструментов государственного давления на группу «Приват», с целью ослабить влияние ее менеджмента на «Укртатнефть» и ускорить создание вертикально-интегрированной нефтяной компании, сообщают Экономические Известия.
Осведомленные источники «i», близкие к Национальному банку, сообщают, что созданная по поручению президента рабочая группа НБУ-АП по внесению упорядочивающих изменений в законодательство, регулирующее валютное кредитование (по прецеденту судебного решения Высшего специализированного суда по уголовным и гражданским делам, признавшего незаконным кредитование в валюте «ОТП Банком».— Авт.), вскоре получит еще одно задание.
Якобы Администрация президента (АП), которую в рабочей группе представляет замглавы АП Андрей Портнов, обеспокоена многочисленными судебными исками недобросовестных заемщиков, пытающихся оспорить договора поручительства по кредитным обязательствам корпоративных клиентов.
По словам источника, такова реакция АП на обращения группы крупнейших банков, которые озабочены систематическим признанием недействительными договоров поручительства, которые обеспечивают около 50-60% всех корпоративных кредитов.
«Очень часто крупные кредиты для оптимизации финансовых показателей предприятий выдавались специально созданным юрлицам (концентрирующим убытки при реализации проектов) под поручительство реально работающих предприятий или личные гарантии бизнесменов. Такая практика позволила многим предпринимателям попытаться уклониться от исполнения кредитных обязательств путем судебного оспаривания договоров поручительства»,— говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.
Классическая схема, которая применяется для расторжения договоров поручительства,— заключение задним числом договора об уплате комиссионного вознаграждения за поручительство компании или частному предпринимателю.
«Так как уплата такого вознаграждения должна лицензироваться Госфинуслуг, можно оспорить договор поручительства с помощью прокуратуры, в которую может обратиться третье лицо с требованием проверить законность документа в части нарушения законов Украины»,— говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Прецедентом для обращения банкиров в АП стали судебные процессы между Альфа-банком и компанией «Агрикор». В Альфа-банке «i» сообщили, что должностные лица компании «Агрикор» по цепочке продали предмет ипотеки — элеватор — двум другим компаниям «Стандарт Газ» и «Элеватор-Агро», связанным с нынешним председателем правления компании «Укртатнефть» Павлом Овчаренко.
«По ситуации с «Агрикором» — в Прилукском районе был и есть единственный элеватор. Тем не менее депутаты местного сельского совета присваивают данному элеватору новый адрес, а нотариус на этом основании решает, что элеватор не находится в залоге у банка и визирует договор купли-продажи. Аналогичная ситуация и с «Агропраймом» — те же махинации с неправомерным изменением адреса. Только в данном случае неправильно перевели название улицы на украинский язык — из «Металічної» улицы получилась «Металева». После чего заемщик получает новый адрес и справку о том, что имущество не обременено залогом, и продает его»,— говорит Сергей Половко, директор по правовым вопросам и по работе с проблемными активами.
В рамках целого ряда взаимных исков между банком и его заемщиками господин Овчаренко пытался оспорить договоры поручительства, данного им компаниям, переводившим активы заемщикам банка и которые на сегодня находятся в состоянии банкротства.
Предправления одного из крупнейших банков считает, что внимание Банковой к проблеме оспаривания договоров поручительства в целом и этому процессу в частности связано не столько с обеспечением интересов банковской системы, сколько со спором между правительством и частными акционерами «Укртатнефти» — группой «Приват», интересы которой на предприятии представляет Павел Овчаренко.
Как сообщил «i» источник, близкий к рабочей группе, если будут доказаны какие-то факты манипуляций, то государство получит прекрасные аргументы, чтобы убедить господина Овчаренко подписать необходимые бумаги при объединении «Укрнефти» и «Укртатнефти», тем самым снижая количество уступок, на которые надо идти при договоренностях с группой «Приват».
По сведениям «i», переговоры о создании ВИНК особенно обострились после решения правительства отменить акциз на импортный бензин. Что ставит нефтеперерабатывающие заводы группы «Приват» в невыгодное положение.
В ближайшее время точку в этом споре должен поставить Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел. И то, что Администрация президента подключилась к изучению процесса непосредственно перед заседанием ВССУ, эксперты не считают случайностью. «Было множество подобных обращений, но какой-то реакции не последовало»,— говорит предправления одного из крупнейших банков.
Источник: Экономические известия
Автор: Александр Дубинский