Центральный депозитарий должен работать на благо украинской экономики, а не только иностранных спекулянтов


 Виктор Ивченко
заместитель председателя Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины, глава наблюдательного совета Национального депозитария Украины

Депозитарная война достаточно сильно потрепала всем нервы и тяжело сказать насколько далека она от завершения. FundMarket не будет вдаваться в анализ того кто прав, кто виноват, наше дело - предоставить трибуну для всех заинтересованных сторон. И если со стороны ВДЦБ мы ждем ответы на наши вопросы уже больше трех месяцев, то позиция другой стороны конфликта представлена Вашему вниманию в виде мнения господина Ивченко, подготовленного эксклюзивно для FundMarket

Мы продолжаем безропотно "надеяться и  ждать" внимания со стороны Всеукраиского депозитаия ценных бумаг, а пока - слово Главе наблюдательного совета Национального депозитария Украины, Виктору Ивченко:

__

Главной причиной низкой эффективности экономики Украины является неразвитость инфраструктуры рынков капитала. Из-за плохой работы фондовых бирж и несовершенства депозитарной системы отечественные предприятия не имеют возможности через фондовый рынок получить инвестиционные ресурсы для своего развития. В это же время «под подушками» у населения находятся десятки миллиардов гривен, которые люди не имеют возможности инвестировать в акции украинских предприятий. Что надо сделать для того, чтобы украинский фондовый рынок стал полезен не только финансовым посредникам, но и тем, для кого рынок создан в первую очередь: предприятиям-эмитентам ценных бумаг и частным инвесторам? Какова роль в этом центрального депозитария?

К сожалению, обычные люди среди ежедневных проблем мало интересуются институциональным обеспечением устойчивого развития, работой бирж и депозитариев. Решением этих проблем больше заняты государственные чиновники и финансовые посредники, гордо именующие себя «профессионалами рынка».

Примечательно, что мы четверть века строим этот самый рынок, но конца-края этому не видно. Возможно, это происходит потому, что обычные люди мало понимают этот процесс и мало им интересуются? Между тем, этот процесс касается, без преувеличения, каждого гражданина Украины. Все декларируемые преимущества нового, то есть демократического и основанного на рыночной экономике общества, могут стать достоянием каждого украинца лишь тогда, когда мы завершим строительство институтов демократии и рынка. Институтов демократии касаться не буду, но о развитии рыночной инфраструктуры несколько слов сказать просто обязан.

Десять лет назад, анализируя ход реализации международных договоренностей по обеспечению устойчивого, сбалансированного (sustainable) развития, Организация Объединенных Наций предложила мировому сообществу восемь Целей развития тысячелетия. Это: 1) ликвидация нищеты и голода; 2) обеспечение общего начального образования; 3) поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин; 4) сокращение детской смертности; 5) улучшение охраны материнства; 6) борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; 7) обеспечение устойчивого экологического развития; 8) формирование глобального партнерства в целях развития.

Достичь этих целей в планетарном масштабе предполагается до 2015 года, что позволит устранить самые острые угрозы существованию человечества на планете и перейти к глобальному социальному развитию на основе экономического роста с сохранением окружающей природной среды.

Украина активно работает над реализацией первых семи из упомянутых Целей развития тысячелетия. Достаточно оживленная работа над этими, безусловно, очень важными, гуманитарными проблемами финансируется в основном за счет иностранных доноров. Об успехах в решении соответствующих социальных проблем Министерство экономики совместно с ПРООН ежегодно публикуют отчеты. Если честно, без прикрас, то особых успехов не видно. Времени осталось мало, а проблемы почти не уменьшаются, а некоторые даже возрастают!

И основная причина такого положения дел, в первую очередь, в ограниченности ресурсов, необходимых для реализации планов по каждой из первых семи Целей развития тысячелетия.

В этом контексте вызывает недоумение очень странный факт. С одной стороны, проблема недостатка ресурсов очевидна для мирового сообщества! Ее решению посвящена ЦРТ8 «Формирование глобального партнерства в целях развития». Но, с другой стороны, как это ни странно, работа по ЦРТ8  Украиной не ведется.

Об этой глобальной, и, на мой взгляд, крайне актуальной для Украины, цели развития тысячелетия мы даже не упоминаем в своих планах сотрудничества с многочисленными институтами ООН. А зря!

Я хочу обратить внимание читателей на несколько цифр. По данным Международного валютного фонда, опубликованным в декабре прошлого года, ВВП Украины на душу населения (рассчитанный по паритету покупательной способности) в 2010 году составлял $6,7 тыс. Для сравнения, в России он составлял $15,8 тыс., а в Польше - $18,8 тыс. Ниже Украины только постсоветские страны, на территории которых в 90-е годы имели место вооруженные конфликты. Что это означает? А то, что украинская экономика производит продукции в пересчете на одного украинца в семь раз меньше аналогичного показателя в США, где ВВП на душу населения составлял в 2010 году $47,1 тыс., в пять раз меньше, чем в европейских странах (Германия - $35,9 тыс., Франция - $34,1 тыс.).

И при таком использовании экономического потенциала страны, при таких экономических «возможностях» мы даже не декларируем намерение реализовывать ЦРТ8 «Формирование глобального партнерства в целях развития»! Неужели это не отвечает насущным потребностям украинского общества?! Ведь достижение именно этой цели дает стране такие необходимые ресурсы развития?! Причем, ресурсы не кем-то подаренные или инвестированные, а заработанные собственноручно!

Я подчеркнул последнее предложение потому, что именно в нем, на мой взгляд, спрятан ответ на поставленный вопрос!

Но посмотрим на задачи, которые, по мнению мирового сообщества, необходимо решать для достижения ЦРТ8. Первая из них (8А) предусматривает «создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы».

Я пытался выяснить и в Министерстве экономики, и в украинских офисах ПРООН и Всемирного банка, почему Украина не имеет соответствующего национального компонента по достижению ЦРТ8, хотя бы по первой задаче (в рамках ЦРТ8 есть еще и задачи по развитию фармации, информатизации и средств коммуникаций).

Никаких объяснений, кроме туманного высказывания руководителя офиса Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове г-на Мартина Райзера, что «ЦРТ8 отсутствует в мандате ООН на Украину», мне найти не удалось.

Но ведь очевидно - не решив первой задачи ЦРТ8, украинское общество не сможет самостоятельно удовлетворять даже самые элементарные потребности своего жизнеобеспечения, поскольку это требует решения ключевых проблем - значительного увеличения производительности труда и, соответственно, объемов валового внутреннего продукта. И пока мы не решим эту проблему, мы просто будем обречены жить в ожидании помощи других стран. И жить за чужой счет! За счет иностранных инвестиций! За счет иностранных кредитов! За счет иностранной технической помощи! За счет иностранной гуманитарной помощи!

Я не против помощи из-за рубежа! Я категорически возражаю против действий (или бездействия), которые увеличивают, а не уменьшают нашу потребность в зарубежной помощи и зависимость от нее! И, если честно, то предпочел бы, чтобы Украина сама помогала зарубежью! И ближнему, и дальнему! И технически! И гуманитарно! И кредитами! И инвестициями!

Но вернемся от стратегических планов к сегодняшним реалиям!

Главной причиной низкой эффективности экономики Украины является плохая работа инфраструктуры украинских рынков капитала. Из-за несовершенства биржевой и депозитарной системы отечественные предприятия не имеют возможности выйти на фондовый рынок и получить инвестиционные ресурсы для своего развития. При этом «под подушками» у населения находятся десятки миллиардов гривен, которые люди не имеют возможности вкладывать в акции наших предприятий, инвестировать в развитие украинской экономики.

По этой же причине сырьевые, энергетические и иные ресурсы производства приходят на предприятия страны не по минимальным ценам, а существенно отягощенные включенными в их стоимость сверхприбылями торговых и финансовых посредников.

И все потому, что вместо эффективной работы фондового рынка, в Украине десятилетиями «эффективно» имитировалась его работа. Вместо одной нормально работающей фондовой биржи у нас десять. Вместо того, чтобы центральный депозитарий наконец заработал в полную силу, иностранным консультантам (вопреки закону и здравому смыслу) предоставлялись неограниченные преференции для проведения в Украине экспериментов с системой учета прав собственности на ценные бумаги.

Результатов этих экспериментов не пришлось долго ждать. Сегодня подавляющее большинство украинских институтов рынка принадлежат иностранцам, и теперь для определения перспектив развития нашего рынка капиталов надо ехать в Москву или Варшаву, а то и на Британские Виргинские Острова, поскольку именно там сегодня находятся владельцы украинских фондовых площадок. Кстати, украинские биржи, как и банки, были проданы иностранцам совершенно добровольно отечественными «профессиональными участниками рынка».

Но прежде всего в поисках причин недоразвитости украинских рынков капитала нам следует обратиться в Вашингтон в главный офис Агентства США по международному развитию (USAID), который почти два десятилетия дирижирует созданием украинских рынков капитала, финансируя развитие наших бирж, депозитариев. Лично мне очень интересно узнать мнение «международных экспертов» о причинах позорного провала их многолетних усилий по развитию украинского фондового рынка. Ведь и Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины, утверждённая Верховной Радой Украины в сентябре 1995 года, которую готовили специалисты USAID, и многочисленные проекты технической помощи за деньги этого ведомства давно должны были превратить Украину в примерную рыночную страну!

Лично я не могу представить независимую страну, которой господа из-за океана или более близкие соседи не только подарили бы независимость де-юре, но еще и создали безвозмездно основные атрибуты этой независимости - центральный банк, центральный депозитарий, национальную торговую и финансовую систему!

Кстати, часть институтов национальной торговой и финансовой системы, безусловно, может быть международной, однако лишь при условии участия страны в международных интеграционных процессах. А чрезмерная интернационализация рыночной инфраструктуры создает реальную угрозу для национальной экономической безопасности.

Безусловно, фондовый рынок является неотъемлемым атрибутом любой рыночной экономики. Но для того, чтобы фондовый рынок в Украине стал по настоящему мощным двигателем развития украинской экономики, необходимо как минимум две вещи: первая - современная развитая инфраструктура; вторая - правовые механизмы защиты всех участников (инвесторов, эмитентов, и даже посредников). Украина, к сожалению, не может похвастаться ни тем, ни другим. Да, мы очень часто из средств массовой информации слышим о том, как фондовый рынок Украины растет.

К примеру, в 2010 году на всех десяти фондовых биржах в Украине суммарно было заключено сделок с ценными бумагами на 131 млрд грн ($16,5 млрд) - в четыре (!) раза больше, чем в предыдущем году. Но по мировым меркам этот результат не просто незначителен - он вовсе незаметен. Для сравнения, объем торгов на Казахстанской фондовой бирже в 2010 году составил $206,5 млрд, а оборот на рынках Московской межбанковской валютной биржи - $5,8 трлн. О фондовых рынка Европы или США вообще лучше не упоминать - там годовой результат Украины достигается за несколько дней, а то и часов работы биржи.

Что же мешает развитию фондового рынка в Украине? Проблема центрального депозитария, которая сейчас активно обсуждается в украинском информационном пространстве, на самом деле, далеко не единственная, и даже не самая главная. Сейчас важно не только обеспечить централизацию учета финансовых инструментов, нужно также усовершенствовать систему заключения сделок с ценными бумагами, которая сегодня позволяет нескольким относительно крупным игрокам рынка чуть ли не в ручном режиме управлять биржевыми котировками, формируя нужные цены.

То, что происходит в Украине под видом развития рыночной инфраструктуры, дает мне право спросить: «А есть ли украинские профессиональные участники рынка нашей отечественной экономической элитой, если они ради прибыли способны продать даже орудия своего труда»?

Аргументы о необходимости привлечения средств для развития бирж не выдерживают критики: украинские фондовые торговцы нашли немалые деньги на создание целого десятка лицензированных фондовых бирж и многомиллионные суммы на ребрендинг депозитария «Межрегиональный фондовый союз», заменив его «Всеукраинским депозитарием ценных бумаг» без каких-либо других существенных изменений.

Возможно, настоящая причина сегодняшних рыночных проблем заключается в неспособности украинских профессионалов рынка договориться между собой о цивилизованных правилах работы, в нежелании соблюдать правила, которыми руководствуются их коллеги во всем мире? Возможно, проблема в том, что наши финансовые посредники вообще забыли о законных интересах тех, между кем они находятся в системе экономических отношений, т.е. о предприятиях, которые эмитируют ценные бумаги, и об инвесторах, которые эти ценные бумаги покупают.

Что же касается центрального депозитария, то эта проблема во многом является надуманной. Несовершенство системы учета прав собственности кроется вовсе не в отсутствии центрального депозитария. Он как раз в Украине существует! Де-юре центральный депозитарий (он же Национальный депозитарий Украины - НДУ) создан еще в 1999 году согласно Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине». С 2007 года НДУ функционирует как полноценное центральное депозитарное учреждение страны и выполняет предусмотренные украинским законодательством функции.

Украинский закон о национальной депозитарной системе прямо не называет Национальный депозитарий центральным депозитарием, но закон эксклюзивно наделил НДУ всеми функциями и полномочиями центрального депозитария. Закон даже запретил включать в названия других депозитариев слова «национальный» и «центральный».

Однако и в Украине, и за ее пределами есть немало лиц, которым указанные нормы законодательства не нравятся, поскольку они (эти лица) стремятся иметь доступ к инсайдерской информации!

Реальной проблемой национальной депозитарной системы являются заложенная в законодательстве модель децентрализованного учета ценных бумаг. Плюс, конечно, игнорирование упомянутых выше норм законодательства, в том числе стандартов Национально депозитария.

В правовом контексте для наведения порядка с учетом ценных бумаг нужно одно - нужна норма законодательства о том, что первичный учет выпущенных в Украине ценных бумаг является централизованным, т.е. ведется исключительно центральным депозитарием Украины.

Ведь сегодня выпуск украинских ценных бумаг, кроме Национального депозитария, обслуживают и Национальный банк Украины, и депозитарий МФС/ВДЦБ, и сотни профессиональных, так называемых независимых регистраторов. Есть реестры ценных бумаг, которые ведут сами эмитенты ценных бумаг. Вдумайтесь, почти половина обязательств, которые удостоверяются ценными бумагами, официально подтверждаются или самим эмитентом, то есть должником, или профессиональным участником рынка, которому он, эмитент, платит за это деньги! О какой реальной защите прав инвесторов, которые являются только формальными владельцами ценных бумаг, может идти речь при такой организации учета?!

Из-за существования децентрализованной системы учета мы имеем удивительную статистику: у нас количество зарегистрированных акционерных обществ больше, чем количество эмитентов акций; при составлении сводных реестров владельцев ценных бумаг количество принадлежащих им акций может значительно превышать 100% выпущенных. Я не говорю о двойных реестрах, срывах собраний акционеров из-за несвоевременного предоставления реестров и других «гешефтах» опытных игроков рынка.

Вместе с тем, когда мы говорим о центральном депозитарии, то речь идет не о пустяках. Это действительно очень важно - контроль за системой, в которой сосредоточена информация обо всех выпущенных в Украине ценных бумагах и их владельцах. Речь идет о фундаменте рыночной инфраструктуры страны.

Именно поэтому я считаю, что строить центральный депозитарий и управлять им - дело государства в большей степени, чем профессиональных участников рынка и их заокеанских спонсоров и лоббистов. Причем правительства - украинского! Ведь центральный депозитарий должен работать на благо украинских граждан и украинской экономики, а не только иностранных инвесторов и спекулянтов.

Источник: FundMarket

13 квітня 2011 р.