Банкам могут возобновить возможность отнесения части реструктуризированных кредитов на валовые расходы. В выигрыше от этого могут оказаться и заемщики, в случае если банки за счет данного налогового смягчения будут прощать им часть задолженности, тем самым стимулируя платежную дисциплину
В парламенте зарегистрирован законопроект №8389 «О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно урегулирования правовых отношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг)». Документ готовит банкам дополнительные налоговые поблажки в отношении реструктуризированных кредитов. Предполагается, что на валовые расходы банки смогут относить часть суммы таких займов. А именно: «сумму средств в размере, равном ежегодному уменьшению банком на 0,5% от суммы основного непогашенного долга в течение следующих пяти лет, следующих за трехлетним сроком полного и своевременного выполнения заемщиком реструктуризированных обязательств по кредитному договору». Соответствующее дополнение вносится в 138 статью Налогового кодекса, сообщают Экономические Известия.
Авторы законопроекта (нардепы Юрий Полунеев, Юрий Воропаев и Станислав Аржевитин) полагают, что такая норма позволит уменьшить риски финансовой системы, снизить долю проблемных банковских займов и как следствие — увеличить возможности банков по кредитованию отечественной экономики. Кроме того, сообщается в пояснительной записке к документу, выгоды из этой нормы извлечет и потребитель финансовых услуг. Ведь банки, получив определенные налоговые послабления, могут быть более снисходительными к своим заемщикам, прощая им часть долга по пролонгированным займам.
Банкиры, само собой, позитивно воспринимают сию законодательную инициативу. Похожие налоговые правила для них действовали и ранее, однако в менее благоприятной редакции. «Этот законопроект — возобновление и обновление нормы закона №1533, действовавшей для реструктуризируемых до 31 декабря 2010 г. кредитов»,— объясняет вице-президент «VAB Банка» Елена Домуз. Старая норма также позволяла уменьшать банкам валовые расходы в течение 5 лет, однако лишь на 0,25% от суммы основного непогашенного долга и только по ипотечным кредитам. При этом такая возможность появлялась только в случае, если заемщик обслуживал реструктуризированные обязательства в полном объеме и своевременно в течение 5 лет со дня реструктуризации долга. В то же время в законопроекте №1533 также прописывалось право заемщика на соответствующее уменьшение суммы основного долга. В результате предложенной новой нормы банки будут самостоятельно решать, прощать ли заемщику в течение 5 лет 2,5% от суммы оставшегося основного обязательства. Впрочем, несмотря на выгоды нового законопроекта, банкиры не считают, что он как-то глобально меняет процессы урегулирования проблемных задолженностей. «Не могу сказать, что данная норма будет существенно влиять на стимулирование реструктуризации и решит хотя бы частично задачу со стимулированием погашений проблемных кредитов физических лиц»,— говорит Елена Домуз.
Независимые эксперты считают, что новая законодательная инициатива носит лоббистский характер и прежде всего защищает кредиторов, то есть банки, а не потребителей финансовых услуг. «По нашему мнению, поданный законопроект создает необходимые предпосылки для необоснованного увеличения валовых расходов коммерческого банка и соответственно искусственного уменьшения его прибыльности»,— считает Данил Гетманцев, почетный президент юридической компании Jurimex. По его мнению, права банка, как финансового учреждения, терпящего убытки вследствие несвоевременного возврата задолженности заемщиков в достаточной степени защищены 159 статьей Налогового кодекса. Поэтому, добавляет он, новая инициатива просто усиливает и без того стабильный налоговый статус банковских учреждений.
Источник: Экономические известия
Автор: Олег Сорочан