FundMarket решил начать серию интервью с первыми лицами украинских бирж, поэтому мы предлагаем вашему вниманию ответы Директора ПАО ФБ "Перспектива" Станислава Шишкова, касающиеся деятельности биржи и планов на будущее.
FundMarket: Какова стратегия развития вообще ? Вы же видите, что две площадки разделили между собой рынок, на что рассчитывает в таком случае «Перспектива» ?
Если говорить о срезе рынка за определенный период его развития (кстати, очень недолгий), то, действительно, можно прийти к выводу, что биржевой сегмент долговых ценных бумаг (ОВГЗ и облигации предприятий) на 80% принадлежит ПФТС, а срочный рынок пока запущен только на УБ.
В развитии последней, кстати, наблюдается некоторая стагнация. Насколько я знаю, доля физлиц на УБ в объемах торгов за прошлый год сократилась.
Характеризовать наш биржевой рынок как навсегда структурированный и однозначно разделенный конкурирующими биржами на локальные ниши, несколько преждевременно. За недолгую историю нашего рынка мы наблюдали и безудержный рост, и катастрофическое падение доли рынка у ПФТС. Нет поводов считать, что такая ситуация не повторится.
Конкуренция продолжается, несмотря на разговоры, которые мы уже много раз слышали, что рынок поделен навсегда. Сначала никто не видел никаких возможностей для конкуренции с ПФТС. Теперь пытаются все надежды связать с УБ, кроме которой на рынке никого не должно остаться. Мне кажется, все эти тезисы на тему «в живых должен остаться только один» не имеют под собой твердой почвы.
Кстати, в мире в данном контексте наблюдаются противоположные тенденции: с одной стороны, имеет место консолидация биржевых рынков на базе наиболее ликвидных и технологичных международных биржевых холдингов, масштабные слияния и поглощения; с другой, даже гораздо более конкурентоспособные биржи, чем украинские, не всегда оказываются в состоянии справиться с конкуренцией новых игроков – даже на базовом для себя национальном фондовом рынке. Например, малоизвестные у нас электронный площадки в разгар финансового кризиса сумели отобрать до 40% организованного рынка британских акций у LSE.
Если говорить о сложностях конкуренции с объединенной группой ММВБ-РТС-ПФТС-УБ, то я бы их не переоценивал. Через полтора года после захода на наш рынок такого биржевого гиганта, как ММВБ, рынок не ощутил столь существенного роста ликвидности, как это декларировалось. В последние недели стало заметным даже сокращение количества сделок на ПФТС, что не очень сочетается с внедрением центрального контрагента. Вопрос о том, возникнет ли синергетический эффект от объединения ММВБ и РТС, ПФТС и УБ, является дискуссионным.
Недавние прогнозы о бегстве стройными рядами эмитентов, денег, брокеров и всего на свете в Москву не оправдались и не могут оправдаться в принципе. Пока что наш рынок для наших северных соседей является маленьким, хлопотным и, похоже, не очень интересным. Хлопотным в том плане, что разница в регулировании, построении депозитарной и платежной систем и прочих «страновых особенностях» довольно существенна. Более того, модель построения рыночной инфраструктуры еще окончательно не определена.
Легко и просто интегрировать торговые платформы, расчетные, депозитарные и клиринговые технологии, наверное, не получится. Скажем, механистический перенос идеологии центрального контрагента в Украину по инициативе УБ, поддержанный ПФТС-ММВБ, по существу, профанировал идею снижения рисков. Другой пример: только у нас депозитарии, создаваемые во всем мире как элемент биржевой инфраструктуры, в состоянии диктовать биржам те или иные расчетные модели и регламенты взаимодействия. К этому надо привыкнуть, приспособиться.
FundMarket: И в продолжение предыдущего вопроса. Есть ли, возможно, какой-то сегмент инструментов или участников рынка (возможно, это тип эмитентов) на который Вы делаете особую ставку? Какова Ваша целевая ниша? Или же Вы строите системную площадку и намереваетесь серьезно вмешаться в спор ПФТС и УБ?
Намереваемся. Если сравнивать структуру торгов УБ, ПФТС и Перспективы, наша представляется более диверсифицированной и сбалансированной. Брокеры приходят на биржу торговать не только облигациями, что имеет место на ПФТС. И не только акциями и срочными контрактами, как на УБ.
На нашем рынке, разумеется, имеет место определенная специализация брокеров: одни позиционируются в основном в долговом сегменте, другие – в сегменте акций. Но, в конце концов, все зависит от интересов их клиентов. Поэтому мы пытаемся предложить брокерам и инвесторам максимум инвестиционных возможностей.
Структура торгов на бирже в разрезе инструментов довольно разнообразная: велика доля ОВГЗ, акций, инвестсертификатов, корпоративных облигаций. Доля деривативов в торгах на бирже невысока, но достаточна, чтобы в сегменте опционных сертификатов занимать долю рынка до 90%.
FundMarket: То есть полностью по всему фронту Вы работаете. Вообще без специализации?
Оновные усилия биржи с прошлого года сконцентрированы на повышении ликвидности биржевого обращения ОВГЗ – как наиболее востребованной ценной бумаги в Украине. Примерно год назад мы детально проанализировали проблемные вопросы, присущие системе расчетов по ОВГЗ. Полностью решить вопросы без участия НБУ невозможно, тем не менее, мы смогли снять хотя бы часть из них: ускорили и упростили операционный временной регламент взаимодействия с брокерами, хранителями и банками, перевели хранителей-не банки и биржу на онлайн-обмен с НБУ; существенно доработали биржевой терминал по предложениям НБУ и брокеров. В результате биржа имеет до 20% биржевого рынка ОВГЗ и позитивную динамику.
Кроме того, биржа не осталась в стороне от определенного послекризисного ренессанса рынка облигаций. В текущем году на бирже существенно активизировалось первичное размещение и вторичное обращение банковских и корпоративных облигаций.
На бирже реализован широкий спектр торговых и расчетных технологий. Базовой технологией для биржи, безусловно, является рынок заявок, на который приходится 90% объема биржевых торгов. В то же время биржа имеет устойчивые позиции на рынке первичного размещения: только за истекший квартал мы организовали привлечение 720 млн. грн. эмитентами акций и облигаций. Интерес к рынку аукционов, по понятным причинам, является периодическим; тем не менее, только в марте на нем прошли торги на 1,2 млрд. грн. Мы активно готовимся к запуску срочного рынка с широкой линейкой спецификаций.
Но в целом, повторюсь, биржа прилагает усилия к развитию всех сегментов торгов. Где-то это получается лучше, где-то хуже, какой-то рынок более конкурентен, какой-то менее. В то же время, наш рынок еще не настолько ликвиден и развит, чтобы биржа (как центральный элемент рыночной инфраструктуры) могла позволить себе узкую специализацию.
FundMarket: Для многих стали неожиданными Ваши результаты торгов по первому кварталу 2011 года. За счет чего это все происходит?
Видимо, мы не столь активны в информационном пространстве, как УБ и ПФТС. Мы работаем в данном направлении. Для меня, например, результаты торгов по первому кварталу являются вполне предсказуемыми. Мы пока не претендуем на лавры «центра ликвидности фондового рынка» и позиционируемся больше как биржа для квалифицированных, институциональных инвесторов. Пока что превалирование на рынке роли институциональных инвесторов над индивидуальными является объективным процессом.
FundMarket: Значит ли это, что Вы не сильно разделяете мнение УБ в вопросе привлечения на биржу большого количества физических лиц? Почему? Рынок не готов?
Безусловно, расширение количества участников торгов является одним из наиболее эффективных мер для развития рынка, роста его ликвидности и, как следствие, более объективного биржевого ценообразования. Тем не менее, рынок в его существующем виде характеризуется повышенным уровнем рисков для инвесторов. Он все еще недостаточно ликвиден, чрезвычайно волатилен (если для листинговых ценных бумаг лишь совсем недавно установили пределы допустимых колебаний, то для нелистинговых бумаг спреды бирж достигают 200%).
Рынок испытывает дефицит привлекательных инструментов – не в последнюю очередь, из-за существующих подходов к листинговым требованиям. Сложность, многообразие и недостаточная эффективность рыночной инфраструктуры, низкий уровень автоматизации закономерно обусловливают пока что довольно высокие тарифы и существенно удорожают трансакции. Не все понятно с самой моделью развития рынка, с построением депозитарной системы и моделью клиринга и расчетов по биржевым договорам.
Говорить, что рынок совсем не готов, было бы неправильно – особенно, если его сравнивать с состоянием рынка трехлетней давности. Просто индивидуальные инвесторы были готовы еще тогда, а рынок пока только выходит на какой-то уровень промежуточной готовности. Это и объясняет постоянный пересмотр прогнозов развития Интернет-трейдинга только в сторону уменьшения. Очень бы не хотелось обмануть ожидания инвесторов, а поэтому перед рынком стоят задачи значительной модернизации, отраженные в Стратегии развития фондового рынка на ближайшие пять лет.
FundMarket: Но ведь ключевые игроки рынка почти отсутствуют на Вашей площадке.
Спорное мнение. Количеством ссылок в Интернете, посвященных тому или иному торговцу, видимо, можно измерить лишь качество работы его информационного департамента. Факт вхождения в стратегические или другие представительские группы тоже говорит не о многом и всегда относителен. Я предпочитаю более объективные, измеряемые показатели, а с ними на рынке как раз не все благополучно.
Если раньше все ориентировались на рейтинги ПФТС, то с ростом конкуренции любой рейтинг, сформированный какой-то одной биржей, не вполне объективен и однозначно неполон. Более объективным был бы рейтинг, подготовленный ГКЦБФР или независимым информагентством. Впрочем, можно проанализировать состав членов нашей биржи, опубликованный у нас на сайте. Среди 105 членов биржи нетрудно найти любых брокеров, удовлетворяющих сколь угодно взыскательным вкусам.
FundMarket: Договоренности с Министерством финансов об урегулировании допуска ОВГЗ к биржевым торгам и включении их в биржевой реестр это, конечно же, шаг вперед в этом важном сегменте, но не запоздалый ли он? Это же давно надо было сделать. Каковы Ваши дальнейшие планы по рынку ОВГЗ?
Безусловно, надо было. И мы сделали. Ведь очевидно, что это зависело не столько от биржи, сколько от доброй воли Минфина. В планах – дальнейшее сотрудничество с этим органом. Биржа соответствует критериям, выдвинутым Порядком размещения временно свободных средств единого казначейского счета путем покупки ОВГЗ, и мы активно готовимся к организации таких торгов. В настоящее время проводятся консультации по техническим условиям регламентов взаимодействия.
FundMarket: Интернет полнится новостями о запуске фьючерсов – каковы Ваши ожидания по данному инструменту?
Здесь имеет смысл воспринимать не только информацию из Интернета, но позицию руководства НБУ относительно необходимости либерализации валютного рынка. Валютные фьючерсы являются важной составляющей обеспечения макроэкономической стабильности за счет внедрения действенных инструментов хеджирования валютных рисков. Рынок, безусловно, нуждается в таких инструментах хеджирования. Сейчас в результате эффективной политики центрального банка по стабилизации валютного рынка для этого созданы условия: если не так давно NDF (расчетный форвард) в Лондоне на гривну весьма существенно отличались от официального курса НБУ, то сейчас они практически сравнялись.
Биржей были подготовлены и переданы для согласования в НБУ спецификации валютных фьючерсов. Параллельно с сопровождением этих документов мы отрабатываем вопросы IT-реализации и форматов электронного документооборота с участниками торгов и платежной организацией, на которую возложены функции центрального контрагента на срочном рынке.
FundMarket: Что Вы думаете делать с собственным индексом? Ведь не секрет, что это один из основных атрибутов биржевой деятельности. Когда Вы планируете запустить расчет индекса?
Одновременно с внедрением срочного рынка. Методика расчета уже разработана, и индекс с рабочим названием «Индекс украинских облигаций» станет одним из базовых активов для расчетных фьючерсов. Что касается индекса акций, то запустить третий биржевой индекс акций, просто чтобы он существовал, кажется нам преждевременным. Волатильность национального рынка акций настолько высока, неспособность рынка выполнять макроэкономическую ценовую функцию настолько очевидна, что мы планируем запустить такой индекс не ранее, чем будет достигнут уровень ликвидности, достаточный для справедливого ценообразования.
FundMarket: Будет неправильно, если я не спрошу Вас о Ваших связях с АУФТ, о которых все говорят. Каковы Ваши взаимоотношения?
О связях биржи «Перспектива» с АУФТ не говорил только ленивый. Если вспомнить историю создания АУФТ, то было бы странно говорить, что таких связей никогда не существовало. АУФТ и биржа проводят разную регуляторную и информационную политику, которая зачастую не совпадает, несмотря на то, что периодически СРО проводит с представителями биржи консультации по тем или иным проблемным для рынка вопросам. Лично я являюсь членом торгового комитета АУФТ.
В целом, биржа испытывает понятную гордость оттого, что созданная при ее участии СРО пригодилась рынку. Проекты СРО являются перспективными и важными для развития национального фондового рынка. Даже если не реализуются в краткосрочной перспективе. Одно из доказательств – внедрение системы ЭДО на рынке, о котором и биржа, и СРО говорили (а главное – делали) еще в 2008 году.
FundMarket: В продолжение предыдущего очень интересным для участников рынка является вопрос о бенефициарах биржи. Насколько это возможно раскройте, пожалуйста, данный вопрос.
Уж и не знаю, к сожалению или к счастью, но бенефициаров с Британских Виргинских островов у биржи нет. Поскольку биржа является публичным акционерным обществом, акции которого находятся в листинге, информация об основных собственниках биржи является открытой. Можно зайти, скажем, на smida.gov.ua и всех увидеть.
Структура акционеров периодически меняется, т.к. акции находятся в свободном обращении. На сегодня биржа является на 100% национальной: акционерами биржи являются исключительно украинские инвесторы, в частности институциональные, среди которых торговцы ценными бумагами и банки, без определенного количества которых создать фондовую биржу по законодательству невозможно. Среди акционеров – ИНГ Банк Украина, Альфа Банк, Универ капитал, Альтана Капитал, Финекс Украина, Арта-Ценные бумаги, ІТТ-ІНВЕСТ, Кейбиси Секьюритиз и другие участники фондового рынка.