Тройной удар


Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг приготовили новую процедуру назначения членов, при которой по три члена в каждую из них будет делегировать президент, Верховная Рада и Кабмин. При этом главы комиссий будут назначаться и освобождаться с должности путем голосования самих членов.

В парламенте зарегистрирован законопроект №8403 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг». Инициатором законопроекта является президент Украины Виктор Янукович, сообщают Экономические Известия.

Документ устанавливает унифицированные порядки для упомянутых комиссий, в том числе для ГКЦБФР и Госфинуслуг. В частности, предлагается утвердить руководящий состав комиссий в количестве девяти членов и ввести единую процедуру их назначения. Согласно проекту, по три человека в каждую комиссию будут назначать президент, Верховная Рада и Кабмин. Срок их полномочий составит шесть лет, при этом более двух сроков на должности члена комиссии пребывать будет невозможно. Не менее важным моментом станет то, что председатель комиссии будет избираться из числа ее членов и освобождаться большинством от общего количественного состава комиссии. Сами члены комиссии будут увольняться решением органа, который принимал решение о назначении этого человека. Заседания нацкомиссий, согласно законопроекту, будут являться правомочными, если на них присутствует не менее половины членов. При принятии решений на своих заседаниях председатель и каждый второй член будут иметь один голос.

Также стоит отметить, что в законопроекте прописываются и требования к членам комиссии. Таковыми, в частности, являются наличие профильного образования (юридическое или экономическое), трехлетний опыт на руководствующих должностях в соответствующих сферах за последнюю декаду, а также безупречная деловая репутация. Кроме того, кандидат на вакантную должность не должен быть владельцем корпоративных прав финучреждений.

Эксперты не уверены, что предложенные законопроектом новшества положительно скажутся на развитии финансовых рынков. Хотя на некоторые позитивы они указывают. «Правильным является то, что для всех национальных комиссий устанавливается единый, унифицированный подход к регулированию порядка их создания и деятельности»,— полагает Артемий Ершов, управляющий директор ИК «Тройка Диалог Украина». Еще одним плюсом законопроекта, по его мнению, являются новые положения, которыми устанавливаются требования к кандидатам, претендующим на позицию члена комиссии.

Впрочем, небольшие плюсы могут быть перекрыты значительными минусами, риски возникновения которых высоки в случае принятия данного документа. Ведь, к примеру, три центра назначения членов комиссий в лице президента, парламента и правительства не будут способствовать единству и сплоченности внутри регулятора. В то же время законопроект не решает двух главных проблем финансовых регуляторов — отсутствия политической и экономической независимости ведомств.

«Предлагаемая процедура назначения членов комиссий приведет к тому, что члены комиссии могут быть настроены проводить абсолютно разную политику, не будет единой команды. А значит, между ними будут возникать различные внутренние конфликты, которые негативно скажутся на работе регулятора»,— считает экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов. При этом назначение членов комиссий парламентом может сопровождаться политическими торгами и квотированием должностей. Несомненным минусом, продолжает господин Суслов, является и назначение (и увольнение) председателя путем голосования самих членов. Ведь в таком случае не исключено, что главе ведомства придется постоянно идти на уступки и задабривать коллег для получения или сохранения поддержки. «По моему мнению, нужно, наоборот, сохранить единый центр назначения членов комиссий, а именно — сосредоточить все полномочия в руках президента Украины, и ввести платежи надзора для экономической независимости регуляторов»,— заключает эксперт.

Источник: Экономические известия

Автор: Олег Сорочан

27 квітня 2011 р.