Государство помнит о долге
Предложена концепция управления госзаймами


Правительство решило повысить эффективность обслуживания государственного долга и разработало систему управления им. Среди предложений — ограничить роль нерезидентов на украинском внутреннем долговом рынке, разрешить Минфину досрочно погашать долги и активнее использовать инструмент РЕПО. Эксперты считают, что расширение инструментария министерства позволит ему оперативнее влиять на ликвидность рынка.

Кабинет министров предложил Верховной раде утвердить концепцию управления госдолгом, размер которого уже достиг 463,3 млрд грн. Законопроект #8637 является рамочным и определяет основные принципы и подходы. Министерство финансов, которое контролирует госдолг, должно будет готовить трехлетние планы управления им с учетом рекомендаций совета Нацбанка. Условия проведения госзаймов (срок, ставка, валюта) предлагается отдать в компетенцию Кабмина. В зависимости от конъюнктуры рынка условия полученных займов могут отличаться от плановых. В случае просрочки выплат по долгу с госгарантией заемщик ежедневно будет платить пеню в 120% учетной ставки НБУ. Документ определяет широкие полномочия Минфина в части управления госдолгом. Ведомство сможет проводить открытые аукционы по продаже прав требования погашения задолженности перед государством, просроченной более чем на 3 года.

Министерство сможет ограничивать объем выкупа облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) нерезидентами. Эксперты считают, что эта норма поможет снизить риски в кризисных ситуациях. "Во всех странах, чтобы как-то защитить госзайм от валютных рисков, предпочтение отдается резидентам. В 1997 году нерезиденты купили около 80% украинских госбумаг, а когда пошли негативные новости, и они резко стали выходить с рынка, начался кризис. Желательно, чтобы внутренние бумаги покупали резиденты, а еврооблигации — нерезиденты",— отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Реализовать на практике эту норму будет сложно. "При покупке ОВГЗ нерезидентами в Украину поступает дополнительный иностранный капитал, однако он является наиболее чувствительным к внутренним колебаниям. Ярким примером является ситуация конца 2008—начала 2009 года, когда массовый выход нерезидентов из украинского долга спровоцировал повышенный спрос на иностранную валюту,— говорит аналитик ИК Concorde Capital Светлана Рекрут.— Но проконтролировать движение ОВГЗ на вторичном рынке на ежедневной или еженедельной основе будет очень сложно. Еще одним негативным фактором является `нерыночность` контроля, который может снизить привлекательность украинского долга".

Среди прочего Минфин сможет проводить операции по досрочному погашению госдолга. Это позволит ему выкупать ОВГЗ со вторичного рынка. "Если ситуация на рынке улучшается и ставки снижаются, Минфин может предложить нормальные условия, и кто-то захочет досрочно выйти из ОВГЗ",— считает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын. Минфин будет проводить с госбумагами сделки РЕПО с обязательством их продажи/покупки до конца бюджетного года. "Заключение сделок РЕПО позволит Минфину выходить на открытый рынок для управления ликвидностью. Сделки РЕПО играют важную роль, особенно для покрытия краткосрочных кассовых разрывов в бюджете, а также оптимизируют эффективность и стоимость ресурса",— говорит госпожа Рекрут. Предложение привлечь Нацбанк к управлению госдолгом эксперты восприняли позитивно. "Чтобы не было противоречий, доходность гособлигаций должна ориентироваться на учетную ставку Национального банка, который отвечает за инфляцию",— говорит господин Охрименко.

Источник: Коммерсантъ Украина

Автор: Елена Губарь

10 червня 2011 р.