Заемщиков защитит новый госорган


Нацбанк призывает финансовых регуляторов страны стать на сторону потребителей финансовых услуг. Для этого даже предлагается создать специальный госорган

Представители Национального банка вплотную подошли к вопросу адекватной защиты прав заемщиков. На сегодня Нацбанк активно лоббирует принятие законопроекта №7351 (относительно урегулирования правовых отношений между кредиторами и потребителями финуслуг). Центробанк предлагает на законодательном уровне обеспечить создание структуры, которая надзирала бы за соблюдением прав заемщиков, сообщают Экономические Известия.

Как заявил директор юридического департамента НБУ Виктор Новиков, Национальный банк Украины является единственным в Украине регулятором, который еще несколько лет назад утвердил постановление о защите прав потребителей финансовых услуг, несмотря на многочисленные протесты коммерческих банков, опротестовывавших инициативу в судебном порядке. «Мы выступали в судебном заседании на стороне потребителей и добились того, что этот нормативный акт был признан таким, что соответствует закону»,— говорит Виктор Новиков. По его словам, Нацбанк инициирует создание соответствующего госоргана или структур при регуляторах с функцией надзора и защиты соблюдения прав.

Поддерживает данное начинание НБУ и руководитель юридического отдела проекта USAID «Развитие финансового сектора» Юлия Ветка. «У западных соседей Украины (Чехия, Словакия, Хорватия) за отдельными госорганами закреплен функционал по защите прав потребителей финуслуг. Контролерам даже предоставлено право применять санкции»,— рассказывает юрист. Например, Словацкая торговая инспекция, по ее информации, за одно нарушение может оштрафовать банк или его должностных лиц на сумму в EUR70 тыс., а за повторную провинность — удвоить эту сумму до EUR140 тыс.

Учитывая определенную ответственность государства за обеспечение прав потребителей, появление нового ведомства считает целесообразным и член наблюдательного совета Platinum Bank Юрий Блащук. «Для качественной работы такой организации, в первую очередь, необходимы правильно выписанные правила (Устав), а также понимание и готовность выполнять их»,— уверен он. Правда, при этом банкир уточняет, что наиболее эффективна концентрация таких функций в руках саморегулирующих организаций, общественных объединений потребителей или участников рынка.

Впрочем, имеет финансовый рынок и противников своего появления. «С моей точки зрения, создавать ведомство по контролю за качеством финуслуг и соблюдению прав их потребителей нецелесообразно»,— протестует председатель наблюдательного совета «Банка Национальный кредит» Андрей Онистрат. Ведь, по его словам, несмотря на то что руководство страны неоднократно заявляло об упрощении надзора за предпринимательской деятельностью, банковский сектор остается самым зарегулированным видом бизнеса в Украине. А посему создание каких-либо дополнительно контролирующих деятельность банков органов не имеет смысла.

«Когда в Украине речь идет об учреждении какого-либо нового ведомства, то реакция однозначна: Госрегулирование в Украине во всех сферах настолько велико и в то же время неэффективно, что добавлять туда еще что-то, пусть даже с хорошей идеей, абсолютно не нужно. В данном конкретном вопросе нужно пользоваться успешным опытом более развитых стран, а также здоровой экономической логикой»,— рекомендует экономист ИГ «Арт-Капитал» Олег Иванец. А опыт и логика эксперта подсказывают, что блюсти интересы потребителей финуслуг в конкурентной среде лучше всего будут продавцы этих услуг. Ведь если потребитель потенциально может потерять только свои деньги, вложенные в тот или иной финпродукт, то честные продавцы, по его словам, теряют и деньги, и доверие потребителей.

При таком распределении обязанностей роль государства сводится к созданию базового законодательного поля, на основе которого участники рынка могли бы построить систему защиты прав потребителей. «А кредиторов это побуждает к рыночной конкуренции между собой и ответственности перед заемщиком. К тому же одной из задач таких организаций является повышение финансовой грамотности населения»,— уточняет Юрий Блащук.

Если в процесс будут вовлечены участники рынка и создаваемый механизм их удовлетворит, то создать подобную структуру можно довольно быстро — за год. А если, например, возложить такую функцию на одного из действующих регуляторов рынка, то, как говорит Олег Иванец, механизм в действии будет намного менее эффективным, нежели саморегулирование отрасли в рамках ассоциации ее участников.

Впрочем, если правительство всерьез надумает внедрять контроль, то оптимальным решением, по мнению Андрея Онистрата, было бы реформирование существующей структуры НБУ и создание отдельного направления, которому бы вменили надзор. «Создание же отдельной организации для этих целей разрушит уникальную функцию Национального банка как единого регулятора финансового рынка и приведет к раздвоению подчиненности банков»,— уверен собеседник «і».

Источник: Экономические известия

Автор: Леся Выговская

17 червня 2011 р.