Уголь выгрузят на биржу


Эту песню не задушишь, не убьешь... Власти страны в очередной раз пытаются наладить продажу угля отечественной добычи через товарную биржу. Проект соответствующего распоряжения уже передан на рассмотрение Кабмина. Министерство энергетики и угольной промышленности утверждает, что биржевые рычаги помогут украинским угольным компаниям повысить прибыльность на 10-15%. Но не менее вероятно, что эпицентр прибыльности просто сместится в сторону какой-либо обласканной бизнес-группы. Именно так происходит сейчас на аукционных торгах с другими энергоносителями - нефтью и сжиженным газом.

Нынешняя модель внутреннего рынка угля в Украине архаична, выстроена еще по советскому лекалу. Здесь царят уравниловка и идеология общего котла. Алгоритм таков: госхолдинг "Уголь Украины" скупает продукцию у всех государственных шахтных предприятий по разным расценкам, исходя из себестоимости добычи на каждом, но конечным потребителям перепродает приобретенный товар по средневзвешенной цене. Такое ценовое сглаживание помогает выживать шахтам с бедными лавами и низкой рентабельностью, но мешает прогрессировать высокопродуктивным добывающим компаниям.

Социальная справедливость вроде соблюдена, зато угольная промышленность Украины никак не может выпутаться из силков стагнации, несмотря на ежегодные миллиардные бюджетные вливания горнякам в помощь. Только в прошлом году на поддержку угольщиков ушло 7,7 млрд грн. дотаций, т. е. 2% всех государственных расходов. Ушло, как вода в забой.

Следует отметить, что национальная добыча сегодня поделена на два более или менее равных, но разных сегмента. С частными шахтами все просто: они работают по прямым контрактам с покупателями и в ценообразовании руководствуются либо рыночной конъюнктурой, либо внутрикорпоративными нуждами, если являются звеном крупного энергетического или горно-металлургического холдинга. А вот государственные шахты, которых в стране более сотни, прямые поставки могут позволить себе только частично. Основной же поток их сбыта протекает по каналам "Угля Украины". В частности, в 2010 году при посредничестве последнего было реализовано 65% всей угольной продукции, добытой компаниями, находящимися в государственной собственности.

Согласно статистике Минэнергоугля такие компании поставили в прошлом году отечественным потребителям 25,4 млн тонн угля, тогда как частники - около 29 млн тонн. А это значит, что задуманная в ведомстве Юрия Бойко реформа рынка способна охватить менее половины сделок в отрасли. Чтобы заманить на биржу сильные частные компании, у него не хватит ни кнутов, ни пряников. Это раз. Тем более что приглашения на биржевой паркет обещают раздавать в добровольном, а не обязательном порядке. Во-вторых, предложенная реформа актуальна только для сегмента энергетического угля. Ведь доля ГП "Уголь Украины" в продаже коксового сырья крайне мала. В прошлом году она измерялась неполными 4 млн тонн. Для сравнения: остальные украинские добытчики за этот же период продали соотечественникам 11,7 млн тонн коксующихся углей, по импорту зашло еще 9,1 млн тонн.

Из сказанного следует, что реально биржевой механизм может прижиться только в торговле углем энергетических марок, где позиции госшахт остаются достаточно сильными. И даже доминирующими. Сегодня они удовлетворяют почти 60% национальных нужд в энергетическом угле. Однако говорить об угольной бирже как о всеобъемлющей площадке, вершащей судьбы целой угледобывающей отрасли Украины, было бы преувеличением. Биржевая торговля углем нигде в мире так и не прижилась. Она носит, скорее, вспомогательную, чем основоположную функцию. И примеры, приведенные в объяснительной записке к проекту правительственного распоряжения, являются больше исключениями, чем правилами.

Наиболее заметной попыткой создать глобальную электронную платформу по торговле углем стало учреждение торговой площадки Global Сoal совместными усилиями мировых угледобывающих компаний - Anglo American, BHP Billiton, Glencore, Rio Tinto и энергетических концернов-потребителей - ENEL, E.On, J-Power. В стабильном режиме она функционирует с 2008 года. Кроме того, угольными фьючерсами торгуют на ряде известных мировых бирж: нью-йоркской NYMEX, лондонской ICE, Европейской энергетической бирже (EEX) в Германии, Австралийской фондовой бирже (ASX). Но при этом через биржевое сито проходит менее 20% угля, продаваемого в мире. Предпринятые в прошлом году в России усилия по организации торгов углем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже также ажиотажа среди местных покупателей не вызвали, и почин тихонько спустили на тормозах.

Свой скромный опыт торговли углем через биржу нажила и Украина. Правда, сводился он к периодическим аукционам на Универсальной товарно-сырьевой бирже в Киеве. Особенно часто они проводились в 2008 году, хотя и в нынешнем прецеденты случались. Но выставлялись на них, как правило, небольшие партии угля, сами торги объявляли нерегулярно, а сменяющиеся руководители угольной отрасли страны относились к аукционам по-разному.

К примеру, бывший глава Минуглепрома Юрий Ященко считал, что они себя не оправдывают. А вот у Ю.Бойко есть сомнения уже по поводу оправданности существования ГП "Уголь Украины". И форсирование перехода на биржевые торги - это прежде всего орудие, с помощью которого можно осторожно расшатать и разрушить холдинг-надстройку. Не зря же разработчики данной концепции синхронизируют грядущий старт угольной биржи с принятием закона об особенностях приватизации угольных предприятий Украины и отраслевой программы приватизации. И надеются, что все вышеперечисленное может случиться уже в четвертом квартале текущего года.

Для Ю.Бойко "Уголь Украины" видится примерно тем же, чем виделся Карфаген с границ Римской империи. Мощной махиной, доступ куда закрыт. У министра крайне мало возможностей, чтобы влиять на рыночную политику госхолдинга, который опекают лица, близкие к одному из влиятельных депутатов-регионалов Юрию Иванющенко. Но раз так, то министр пробует теперь изменить формат отечественного угольного рынка, чтобы на нем в конце концов не осталось места для "Угля Украины". Пока обстоятельства этому способствуют.

Во-первых, закостенелый механизм уже не может нормально работать, он остро нуждается в изменениях. Во-вторых, тема либерализации угольного рынка обрела дополнительную актуальность в контексте очередной кампании, призывающей к замещению импортного газа отечественным углем. Украинские правительства хватаются за эту соломинку всякий раз, когда чувствуют приближение кризиса в отношениях с российским Газпромом. В свое время тему всесторонне поэксплуатировала Юлия Тимошенко. Сегодня, похоже, наступил черед Николая Азарова. В-третьих, у Ю.Бойко есть теперь на руках такие козыри, как выводы авторитетных международных экспертов.

В июне консорциум из Евросоюза во главе с австрийской консалтинговой фирмой Human Dynamics представил украинскому правительству рекомендации по итогам своего трехлетнего исследования, посвященного поддержке угольного сектора Украины и проведенного в рамках программы TACIS. Один из ключевых выводов иностранных специалистов гласит: государство должно ликвидировать ГП "Уголь Украины" или приватизировать его. Без этого угольная отрасль вряд ли сможет рассчитывать на поддержку международных доноров. Нынешний глава Минэнергоугля только и ждал такого вердикта. TACIS дал ему те весомые аргументы, которые можно положить на стол Президенту.

Президент Виктор Янукович кое-что из них, кажется, уже почитал, поскольку 26 августа на торжествах по случаю Дня шахтера в Донецке заявил, что пришло время создать в стране единый оптовый рынок энергетического угля, "построить систему". Стало быть, в данный момент такой рынок и такая система не существуют. Но тогда получается, что "Уголь Украины" со своими задачами не справляется (тут мы слегка уже развиваем президентскую мысль. Но ведь небезосновательно). Только за первое полугодие-2011 на частичное покрытие себестоимости добытого государственными шахтами угля было перечислено из бюджета более 3,1 млрд грн. Если Ю.Бойко сможет убедить Кабмин и Администрацию Президента, что задуманная им реформа существенно сократит эти расходы, он найдет много сторонников.

Другое дело, что принципы функционирования будущей угольной биржи не только В.Янукович, но и чиновники из Минэнергоугля представляют себе довольно смутно. Согласно объяснительной записке к проекту правительственного распоряжения сначала на бирже (ее, кстати, еще предстоит выбрать на конкурсе) будут заключаться только спотовые контракты, а в перспективе - и фьючерсные, и форвардные. Но главное там так и не сказано: будут ли котироваться на бирже определенные марки угля на постоянной основе или реформа банально сведется к возобновлению аукционов, на которых угледобывающие компании (раз-два в месяц) смогут выставлять свой ресурс?

По аукционной схеме в Украине уже давно торгуют нефтью и сжиженным газом. Правительству удалось обеспечить регулярность этих торгов, но вот об их прозрачности и объективном ценообразовании говорить не приходится. Допуск к ресурсу имеют ограниченные группы игроков (в нефтяном сегменте, обобщенно говоря, - группа "Приват", в пропан-бутановом - "Спецгаз"), которые в итоге неплохо зарабатывают на разнице между аукционными и рыночными ценами. Уголь на бирже в Украине может постигнуть та же участь. Подобный риск высок. Но и беречь, как раритет, нынешнюю модель угольного рынка больше нет возможности. Слишком дорого обходится она налогоплательщикам.

Источник: FundMarket

Автор: Олег Дорожовец

5 вересня 2011 р.