Регулятор предлагает запретить фондам рекламировать предыдущие успехи
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подготовила проект изменений в закон «О рекламе», которым намерена ограничить использование в рекламных материалах по институтам совместного инвестирования информации о доходности или полученной в прошлом прибыли.
Согласно законопроекту, в рекламных материалах будет запрещено использовать информацию о доходе по ценным бумагам или величину прошлой прибыли без ссылки на то, что такой доход или прибыль не является гарантией получения доходов в будущем. Кроме того, запрещается указывать размер будущего дохода и делать прогнозы по росту доходности ценных бумаг (помимо бумаг с фиксированной доходностью), использовать сравнительную рекламу с аналогичными фондами путем указания их недостатков вне зависимости от того, соответствует информация действительности или нет.
«Изначально закон о рекламе предусматривал то, что компания не может давать в рекламе предположения относительно будущих доходов по ценным бумагам. В то же время размещение в рекламе цифровых данных по доходности за прошлый период способно ввести в заблуждение потенциальных инвесторов, поскольку может быть трактовано неверно»,- сообщил член ГКЦБФР Сергей Бирюк, аргументируя необходимость внесения новых требований к рекламодателям на фондовом рынке.
По его убеждению, таким показателем, как доходность, легко манипулировать, особенно в условиях украинского нестабильного рынка, поскольку эти данные могут быть использованы как ориентир для будущей прибыли. Как уточнил господин Бирюк, полномочия по согласованию рекламных материалов комиссия может делегировать саморегулирующейся организации, которая объединяет компании по управлению активами,- Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ).
По мнению участников рынка, кардинальных новшеств по сравнению с требованиями закона «Об ИСИ» законопроект не предлагает, но очень важно не увлечься запретами. «Ставя целью более жестко урегулировать рекламу, касающуюся деятельности ИСИ, необходимо четко разделить, что является рекламой ценных бумаг и услуг в сфере совместного инвестирования и, соответственно требует предварительной подачи для согласования в ГКЦБФР, а что является информацией о деятельности ИСИ, оперативное раскрытие которой можно только приветствовать»,- считает Елена Васильченко, руководитель проектов КУА «КИНТО». Кроме того, уточняет она, по сравнению с действующим порядком согласования рекламы ИСИ с ГКЦБФР, законопроект предполагает существенно увеличить сроки такого согласования (с 15 календарных дней до 15 рабочих), что нежелательно.
«Законопроект дает новые полномочия контролирующим органам, которые ранее не были прописаны столь детально,- отмечает глава аналитического департамента ГК «ТАСК» Андрей Шевчишин.- К тому же, проект закона четко ограничивает заказчиков рекламы. Им может быть только непосредственно рекламируемое лицо. Данный пункт направлен на снижение количества манипуляций на рынке, когда посторонняя организация заказывает рекламу».
Впрочем, по мнению директора по инвестиционной политике КУА «Фининвест-групп» Ирины Охременко, если посмотреть в ретроспективе рекламные акции различных фондов и компаний, то самые противозаконные были у компаний типа «Kings capital» и им подобных: именно там напрямую фигурировало и обещание доходности, и пр. «На такие компании у ГКЦБФР все равно нет инструментов для воздействия: они лицензий не получают,- уточняет она.- А оговорка в тексте рекламы о том, что прошлая доходность не определяет будущей, обязательна давно, и сознательный инвестор о ней помнит. Отчего же тогда не показать сравнительную доходность между индексом и фондом? Это ведь один из показателей эффективности управления фондом, причем легко визуализируемый».
Кроме того, по ее мнению, в ГКЦБФР сейчас и без того работы много, а обязательность согласования всей рекламной продукции в более жестком режиме не прибавит ее сотрудникам свободного времени. «Думаю, что контроль над рекламой лучше отдавать в ведение СРО: там это будет эффективнее, быстрее. Там же стоит и отлаживать механизмы контроля за соблюдением и наказания - ведь выход из СРО ни одной из компаний невыгоден, поскольку автоматически влечет за собой потерю лицензии и, соответственно, возможности работать»,- считает госпожа Охременко.
Как рассказала «i» первый заместитель гендиректора УАИБ Ольга Трипольская, СРО и до этого внимательно следила за качеством рекламы, подаваемой ее членами. «У нас даже был прецедент, когда одну из компаний, которая в своей рекламе указала гарантированную доходность, вызывали на дисциплинарный комитет и обязали эту рекламу снять,- напомнила она.- Но вопрос постановки этого процесса на поток пока не рассматривается». По ее словам, УАИБ готова выполнять эту функцию, но сначала необходимо окончательное утверждение законодательных и нормативных требований относительно рекламных кампаний.
Впрочем, по мнению госпожи Трипольской, особого наплыва желающих рекламироваться раньше осени ждать не стоит - едва ли многие КУА были настолько прозорливы, чтобы заложить в годовой бюджет необходимые средства. Хотя с оживлением рынка, наблюдаемым в последнее время, можно прогнозировать и активизацию деятельности компаний в этом направлении. «Новые фонды КУА обязательно будут активно продвигать»,- считает она.
Источник: FundMarket