Завтра состоится первое собрание акционеров биржи ПФТС с участием нового основного собственника — Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Акционеры определят состав наблюдательного совета, который займется разработкой стратегии развития украинской площадки. О перспективах восстановления доли рынка ПФТС, новых продуктах и привлечении на биржу новых игроков корреспонденту Ъ НИКОЛАЮ МАКСИМЧУКУ рассказал вице-президент ММВБ ЕВГЕНИЙ ЭЛЛИНСКИЙ, курировавший процесс поглощения в Украине.
— Вы решили войти в капитал биржи ПФТС, выкупив допэмиссию ее акций, а не контрольный пакет у ассоциации ПФТС, потому что хотите проследить, как используются эти средства, или по другой причине?
— До недавнего времени биржа ПФТС была на 100% дочерним предприятием ассоциации ПФТС с небольшим капиталом — 16 млн грн. Если бы мы купили контрольный пакет акций у ассоциации, то у фондовой биржи оказалось бы недостаточно средств для развития. Выкуп дополнительной эмиссии позволил привлечь в капитал биржи дополнительные средства в размере $10 млн и повысить ее привлекательность для других акционеров. После проведения эмиссии произошло распределение акций среди участников ПФТС, сейчас у нее около 150 акционеров, которые связывают свою деятельность с развитием этой площадки.
— Однако около 25% невыкупленных акций остались в распоряжении ассоциации...
— Часть акций действительно осталась у ассоциации, и их дальнейшую судьбу будет решать именно она.
— Почему ММВБ выбрала для поглощения ПФТС, ведь биржа ежеквартально теряет долю рынка в сегменте акций?
— ПФТС фактически является ведущей фондовой биржей Украины. В начале 2000-х на ее площадке проходили торги всеми существующими на тот момент фондовыми инструментами. Доля ПФТС на рынке составляла более 80%, а ее индекс во всем мире известен как основной индекс украинского фондового рынка. Другое дело, что в последние три года развитие ПФТС происходит не по рыночному сценарию. В начале 2008 года в течение одной недели сбои в работе торговой системы ПФТС случались 43 раза, что сильно подорвало доверие участников. Серьезно изменилась ее доля на рынке. И хотя сейчас высокая конкуренция, ПФТС является одной из лидирующих площадок. Есть недостатки, которые нужно устранить, но, с нашей точки зрения, ПФТС является оптимальной структурой как база для дальнейшего развития биржевой инфраструктуры. Мы начали переговоры с ПФТС в 2007 году с обсуждения вопроса инсталляции новой торговой системы, теперь ММВБ — стратегический инвестор.
— Когда будет сменено руководство ПФТС и каких российских менеджеров ММВБ трудоустроит в Украине?
— Одна из первоочередных задач ММВБ — выстраивание на ПФТС современной, адекватной системы корпоративного управления. Первым шагом станет избрание членов набсовета, которое состоится 30 июля. Мы заинтересованы в том, чтобы в наблюдательном совете представители ММВБ заняли количество мест, соизмеримое с нашим пакетом акций (то есть не менее 8 из 15 членов набсовета). Нам бы хотелось, чтобы со стороны участников рынка в него вошли наиболее грамотные профессионалы, которые будут способствовать развитию биржи.
— В отношении менеджеров, которых мы делегируем в набсовет (по уставу они избираются на три года), могу сказать, что принято решение выдвинуть на должность главы совета Александра Потемкина. При избрании набсовета ММВБ планирует поддерживать не только свои кандидатуры, но и представителей "дочек" российских банков — Сбербанка, ВТБ и ВЭБ. Говорить об избрании членов других руководящих органов до момента утверждения состава набсовета преждевременно.
— Но для Александра Потемкина работа в Киеве — понижение после руководства ММВБ. Он согласен на это?
— Он согласен, и ему очень интересен проект развития украинского биржевого рынка. Украина — большая страна, и понижением это трудно назвать. Кроме того, биржа ПФТС, видимо, будет не единственным его проектом.
— Участники рынка опасаются, что у ПФТС останется мало средств на развитие, если за счет допэмиссии будет оплачена работающая на бирже торговая система MICEX. Какова сумма контракта и полностью ли биржа расплатилась с ММВБ?
— Средства, которые были инвестированы в качестве выкупа акций дополнительной эмиссии, никуда не делись и находятся на счетах ПФТС. ММВБ преследовала цель установки торговой системы, а не выкачивания денег. Сумма сделки с точки зрения мировой практики продаж торговых систем достаточно скромная — близка к себестоимости. Мы пока запустили только часть торговой системы — рынки заявок и котировок, хотя на ПФТС стоит полнофункциональная торговая система, аналогичная той, что работает на ММВБ и позволяет запускать все инструменты фондового, валютного, товарного и денежного рынков. Достаточно сложная система контрактов между ПФТС и ММВБ по поставке торговой системы предусматривает поэтапное введение этих рынков. ПФТС всегда расплачивалась вовремя. Причем решение о приобретении этой торговой системы ПФТС приняла еще до решения о необходимости привлечения стратегического инвестора.
— Когда был произведен расчет за систему?
— Договоры между ПФТС и ММВБ о поставке, установке и доработке торговой системы заключены сроком на пять лет с возможностью пролонгации. Платежи по указанным соглашениям производятся ежеквартально и зависят от целого ряда факторов. Точную сумму платежей назвать не могу, поскольку в договорах содержатся положения о конфиденциальности их условий.
— Какие программные продукты установит ПФТС?
— MICEX — полнофункциональная система, позволяющая запускать все рынки, что будет происходить поэтапно. Важно понимать, что запуск какого-то из сегментов рынка зависит не только от желания и амбиций биржи, но и от готовности участников использовать новый продукт. Важными для нас являются денежный рынок и рынок операций РЕПО, но сроки будут названы, когда наблюдательный совет ПФТС утвердит стратегию развития и детальные планы по запуску инструментов. Повторюсь: не все зависит от биржи. Она может дать возможность использовать новый инструмент, но участники могут быть не готовы к нему, и тогда запуск будет несвоевременным.
— В Украине больше года работает "дочка" вашего конкурента — РТС. Почему вы так долго выходили на рынок?
— Обсуждение процедуры вхождения ММВБ началось осенью 2009 года, и уже в декабре на собрании ассоциации ПФТС было решено привлечь ММВБ в качестве стратегического инвестора. Дальше все действия проходили в соответствии с требованиями законодательства, а дополнительная эмиссия, размещение среди участников, подготовка к общему собранию — это сложные корпоративные процессы. Мы рассматриваем ПФТС как фундамент для строительства полнофункциональной биржевой инфраструктуры. А фундамент нужно закладывать основательно.
— Изначально владея 49% "Украинской биржи", РТС решила уменьшить пакет до 40%, продав акции наиболее активным торговцам и менеджменту. Вы пойдете тем же путем?
— Мы действуем строго в соответствии с решением, принятым ассоциацией ПФТС и предусматривающим приобретение ММВБ контрольного пакета — 50%+1 акции. Каких-то других решений пока нет.
— Будет ли проведен ребрендинг ПФТС?
— Мы исходим из того, что ПФТС — одна из ведущих бирж Украины, и, наверное, ее правильно позиционировать как ведущую площадку. Мы пока не планировали ребрендинг. Ассоциирование в названии с ММВБ было бы не совсем верным. Мы хотим, чтобы уровень самостоятельности принятия решений на ПФТС был достаточно высоким, потому вопрос ребрендинга пока не поднимаем. К тому же, помимо ММВБ, есть еще 150 акционеров, и этот вопрос нужно обсуждать с ними. Название пока останется прежним — ПФТС.
— Как вы планируете вернуть ликвидность и интерес игроков к ПФТС, ведь многие торговцы не хотят делить портфели ценных бумаг между разными площадками?
— Мы провели беглый анализ проблем, и выяснилось, что в последние годы возникали новые задачи, которые, к сожалению, не решались или решались не должным образом. Собственно, решение этих вопросов должно вернуть игроков на ПФТС. Мы уже начали обсуждать с участниками рынка стратегию развития — 8 июня у нас было первое совещание с представителями ПФТС, ее акционерами и участниками рынка. Было высказано множество интересных идей, поэтому сейчас мы готовим стратегию и бизнес-план развития ПФТС.
— А какие проблемы ПФТС решала неправильно?
— Рынок развивается и требует, чтобы биржа отвечала тенденциям развития. Для этого необходимо, чтобы площадка модернизировала техническую структуру, создала комфортные условия для участников с точки зрения обслуживания клиентов, интернет-трейдинга, чтобы клиентская работа велась достаточно активно, по требованию участников запускались новые продукты. Биржа как центр финансовой инфраструктуры должна учитывать достаточно большие потребности, но, к сожалению, не все они в последнее время на ПФТС удовлетворялись.
— Объемы торгов местного рынка акций — мизерные. За счет чего ММВБ намерена получать прибыль и какой период окупаемости покупки ПФТС?
— Когда мы анализировали украинский рынок, то рассматривали разные сценарии. Потенциал украинского рынка очень большой. Сейчас он напоминает российский в начале 2000-х годов. С тех пор российский рынок вырос в 279 раз только по акциям. Мы рассчитываем, что ПФТС как универсальная биржа будет развивать и другие сегменты рынка. Для нас ПФТС — долгосрочный проект, поэтому мы не рассчитываем на быстрый срок окупаемости и выход из актива. Опыт, накопленный ММВБ по развитию фондового рынка, можно успешно использовать в Украине.
— "Украинская биржа" сделала ставку на интернет-трейдинг. Что изменится на ПФТС в этом сегменте рынка?
— Мы намерены активно развивать интернет-трейдинг на ПФТС. В начале 2000-х годов ММВБ стала первой площадкой, внедрившей интернет-торговлю на российском фондовом рынке. За это время было открыто более 700 тыс. уникальных счетов, а количество пользователей приближается к миллиону. У ММВБ накопился богатый опыт развития интернет-трейдинга, и мы хотели бы внедрить эти технологии на ПФТС.
— Кого вы будете привлекать на биржу в качестве маркет-мейкеров?
— И российских, и украинских участников. Под российскими я имею в виду компании, имеющие в Украине дочерние структуры,— банки и инвестиционные компании.
— Но некоторые из них являются акционерами "Украинской биржи". Как вы будете с ними договариваться?
— Мы заинтересованы привлекать широкий круг участников независимо от того, являются они дочерними предприятиями акционеров ММВБ или нет. Тем более что многие лидеры по объему торгов, основные маркет-мейкеры в России, не являются акционерами ММВБ. Все зависит от рынка и условий. Мировая практика свидетельствует, что маркет-мейкер может работать на разных условиях, в том числе на условиях вознаграждения.
— Вы рассчитываете на "дочек" крупнейших российских банков, представленных в Украине, как на маркет-мейкеров?
— Безусловно. Мы хотим их привлечь, и они проявляют интерес к развитию биржи. Банкам в первую очередь интересны сделки на рынке РЕПО, хотя может быть интересно и брокерское обслуживание.
— В России вы специализируетесь на торговле акциями и облигациями, тогда как РТС — лидер по торговле производными. Будете конкурировать за срочный рынок с "Украинской биржей"?
— ММВБ состоялась как универсальная биржевая площадка. В России РТС действительно является лидером по торговле фьючерсами. Но в прошлом году мы начали активно развивать наш срочный рынок. Обороты растут, число участников увеличивается. Мы ориентируемся в первую очередь на то, что ММВБ — универсальная площадка, предоставляющая полный спектр услуг. По такому же пути планируем развивать и ПФТС.
— При ММВБ в России созданы депозитарий, клиринговый центр и товарная биржа. Целесообразна ли аналогичная схема работы для ПФТС?
— Современные требования участников финансового рынка делают необходимым существование важных блоков как трейдингового, так и посттрейдингового обслуживания. Только полнофункциональная инфраструктура мирового уровня способна привлекать иностранных инвесторов. В Москве часть блоков отсутствовала, и их нужно было создавать. В Киеве некоторые такие структуры уже есть, в том числе Всеукраинский депозитарий ценных бумаг. Уровень интеграции между ними существенно ниже, чем в Москве. Поэтому вопрос использования их услуг будет решаться исходя из их способности адаптироваться к современным технологиям и контролировать издержки участников на проведение трансакций. Решения о том, что мы будем создавать отдельные структуры, нет, но мы не планируем останавливаться на ПФТС и хотели бы создать вокруг биржи такую же полноценную посттрейдинговую инфраструктуру, как в России.
— Будет ли ММВБ идти путем объединения с другими биржами для увеличения активности?
— Пока такие вопросы даже не рассматривались. Сейчас есть очень много задач, которые нужно решить на ПФТС.
— Планируете ли вы формировать сообщество торговцев вокруг биржи или все останется в рамках ассоциации ПФТС?
— Мы заинтересованы во взаимодействии ПФТС с разными ассоциациями. Четких планов по созданию отдельной ассоциации нет. В России активное развитие рынка РЕПО произошло при тесном взаимодействии ММВБ и Национальной фондовой ассоциации, которая готовила проекты нормативных документов, лоббировала совершенствование законодательства, подписывала с участниками рынка соглашения. Нам бы хотелось, чтобы в Украине работа строилась аналогичным образом.
— Может ли ММВБ проводить IPO украинских компаний на своей российской площадке?
— С учетом того, как сегодня обстоят дела с IPO украинских компаний, мы готовы активно способствовать выходу эмитентов с IPO на глобальный финансовый рынок, в том числе на другие биржи (не только на ММВБ, но и на LSE, Deutsche Borse, NYSE). Но при этом считаем необходимым развивать украинский локальный рынок размещений, так как без местного фондового рынка такие размещения будут неполноценными.
— Что ММВБ планирует сделать для того, чтобы украинские инвесторы торговали акциями российских компаний, таких как "Газпром", Сбербанк, "Норильский никель"?
— Пока рано отвечать на этот вопрос. Интерес к такой торговле у участников есть, но для того, чтобы она заработала, требуются достаточно большие изменения как в украинском, так и в российском законодательствах. Это основной барьер. При этом мы считаем, что на первом этапе ПФТС должна сделать акцент на работе с украинскими эмитентами.
— В России активно обсуждается перспектива слияния РТС и ММВБ. Какими могут быть последствия этой сделки для украинского рынка?
— Пока об этой перспективе только говорят, переговорный процесс займет определенное время. "Украинская биржа" и ПФТС — площадки, сильно отличающиеся друг от друга как по торговым платформам, так и по структуре акционеров. Думаю, ПФТС и "Украинская биржа" будут отличаться и по набору инструментов, поэтому возможная интеграция групп ММВБ и РТС совершенно не означает, что то же самое обязательно нужно делать в Украине. Ответ на этот вопрос сегодня никто не даст, решение должны принимать акционеры, причем как российские, так и украинские.