На фоне создания глобальных биржевых альянсов фондовый рынок Украины выглядит белой вороной


Интервью директора ФБ «Перспектива» Станислава Шишкова (окончание)

 

На международных биржах капитал дешевле и доступнее, чем в Украине

 

Вопрос:  Насколько украинские фондовые площадки являются конкурентоспособными и привлекательными? Где украинские компании предпочитают котировать свои акции?

Ответ: Если оценку проводить по сравнению с международными биржевыми холдингами, привлекающими крупнейших инвесторов и эмитентов из множества стран мира, то, разумеется, наши биржи совершенно неконкурентоспособны и вряд ли когда-нибудь хотя бы приблизятся к их показателям. А если по сравнению с биржами менее зрелых рынков – почему нет. Например, биржа Королевства Камбоджа была создана в 2006 году, а первые торги стартовали в апреле 2012 года (на шестой год!) - акциями одного-единственного эмитента (столичной водопроводной компании). И, насколько мне известно, до последнего времени местным инвесторам доступны только эти единственные ценные бумаги. Но хотелось бы, конечно, подтягиваться к более высоким стандартам.

Кроме того, за последние 4-5 лет украинские биржи (причем, не только ведущие, но практически все), благодаря росту конкуренции и повышению требований регулятора серьезно продвинулись в плане технологий, информационной прозрачности, выполнения контрольных функций. Весь биржевой рынок становится достаточно понятным, а информация – более консолидированной. Еще не так давно весь рынок рассматривался исключительно сквозь призму, безусловно лидирующей биржи: капитализация всего украинского рынка акций определялась как капитализация биржевого списка ПФТС, индексы акций рассчитывались исключительно по итогам торгов на ПФТС и т.д. Сейчас на сайте почти каждой украинской фондовой биржи доступна информация о суммарной капитализации акций в ее биржевом списке, а данные о совокупной капитализации листинговых акций на всех фондовых биржах раскрываются регулятором; все фондовые биржи обязаны считать свои индексы. И далеко не все фондовые индексы, к слову, упали в 2013 году, как упали индексы ПФТС и Украинской Биржи. Здесь есть, конечно, много вопросов к эмитентам, формирующим капитализацию отдельных бирж, но, по крайней мере,  доступна информация, на основании которой такие вопросы могут возникнуть.

Что касается эмитентов, то они бы, возможно, все хотели котироваться на самых лучших, ликвиднейших и самых уважаемых биржах в мире. В Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Варшаве, Москве, Шанхае. Но получается очень дорого. Причем сложность поддержания полноценных листинговых требований в Лондоне и финансовые издержки по их выполнению зачастую являются неподъемными даже для рентабельных британских компаний. Оттого и процветают альтернативные листинги. Оттого и идут наши эмитенты на международные биржи – не столько за оценкой их рыночной стоимости, не столько за ликвидностью обращения, сколько за капиталом. На международных биржах инвесторы с капиталом присутствуют, и капитал этот доступнее и дешевле, чем в Украине. И, тем не менее, IPO за рубежом – это расходы, это некий культурологический шок от гораздо более полного, чем в Украине, раскрытия информации, это высокая ответственность. И при этом – рынок есть рынок – если эмитент по каким-то причинам не попадет в «инвестиционное окно», то ресурсы он может и не привлечь, зато расходы будут уже понесены. Риски есть всегда.

Вопрос:  Возможно ли повысить привлекательность украинских фондовых бирж для инвесторов при нынешнем состоянии украинской экономики? Как это сделать?

Ответ: Если их по-прежнему будет десять или одиннадцать, то не факт. Биржевой рынок во всем мире интенсивно консолидируется. На фоне создания глобальных биржевых альянсов биржевой рынок Украины выглядит белой вороной.

Мне кажется, что государство в лице регулятора и прочих органов, в компетенции которых находится проблематика финансового рынка, в последние годы довольно последовательно проводит свою политику по стимулированию развития биржевого сегмента, по повышению технологических и организационных требований к фондовым биржам. Это однозначно ведет к позитиву, к более качественному выполнению биржами своих основных функций, к более адекватному ценообразованию на финансовые инструменты, к усложнению их использования в целях, далеких от инвестирования.

Тем не менее, стоит уделить особое внимание шагам по обеспечению концентрации наиболее привлекательных инструментов не на всех, но на наиболее ликвидных фондовых биржах. Речь идет о конкурсе по выбору украинских бирж, на которых будет осуществляться выпуск международных финансовых организаций. Надо сразу сказать, что здесь идет речь не об ограничении конкуренции, а об использовании международной практики, когда государство концентрирует торги наиболее значимыми инструментами (например, государственными) на биржах, демонстрирующих наибольшую прозрачность и эффективный контроль ценообразования, обеспечивающих ликвидность, привлекающих максимальное количество инвесторов.

Безусловно, ограничения по участию в конкурсе, особенно в условиях дефицита в Украине ценных бумаг эмитентов с таким высоким рейтингом, как у ЕБРР и IFC, стимулируют и отстающие фондовые биржи приложить усилия к повышению своих конкурентных показателей. Само собой, к этому рынок может прийти и естественным путем. Например, рынок ОВГЗ в Украине уже не первый год на 99% сконцентрирован на ФБ «Перспектива» и ПФТС.

Но все это требует времени. А времени на обеспечение конкурентоспособности на глобальном уровне у нашего рынка, который регулярно лишается интересных эмитентов акций и не особенно привлекает международных инвесторов, отнюдь не много. 

 

Инвесторам и эмитентам необходимо ориентироваться на нормы и правила весьма значительного количества органов государственной власти.

 

Вопрос: В чем заключается госрегулирование фондового рынка в Украине? Какие органы этим занимаются?

По сути, основным регулятором, безусловно, является Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. В то же время трудно переоценить влияние Национального банка Украины, который регулирует деятельность банков (крупнейших инвесторов, операторов биржевого рынка и весьма значимых эмитентов), выполняет функции депозитария государственных ценных бумаг, принял активнейшее участие в создании расчетной и клиринговой инфраструктуры, сам является участником сделок на фондовом рынке в рамках выполнений монетарных функций. Не последними по значимости органами власти на рынке являются налоговые органы и Госфинмониторинг, уделяющие в последние годы все более активное внимание фондовому рынку, т.к. роль его в экономике неуклонно растет. Стоит также отметить роль Минфина – эмитента наиболее ликвидных на рынке финансовых инструментов. Не столь велика, как на начальном этапе развития рынка, роль Фонда госимущества. Нельзя не вспомнить Антимонопольный комитет Украины и Нацкомфинуслуг. Словом, помимо основного регулятора, инвесторам и эмитентам необходимо ориентироваться на нормы и правила весьма значительного количества органов государственной власти.

Вопрос:  Какие основные нововведения на украинском фондовом рынке были осуществлены в последнее время? Можно ли назвать их успешными?

Ответ: В минувшем году создана действенная инфраструктура фондового рынка – центральный депозитарий и специализированный банк для обеспечения денежных расчетов и клиринга по сделкам с ценными бумагами на условиях «поставка против оплаты».  Стандартизирована для нужд налогового регулирования процедура определения биржевого курса.

На ФБ «Перспектива» запущены операции РЕПО с ОВГЗ, что резко повысило ликвидность этого сегмента биржевых торгов. Допущены к биржевому обращению депозитные сертификаты НБУ; в текущей ситуации на денежном рынке это пока не привело к их активному обращению, однако можно констатировать, что банки получили дополнительный инструмент, которым могут торговать на бирже. Расширен перечень процентных деривативов, допущенных к торгам на ФБ «Перспектива», - с апреля прошлого года идут торги фьючерсами на индекс ставок KievPrime.

И все же основным вызовом для рынка в прошлом году стал запуск расчетов по ценным бумагам через ПАО «Расчетный центр».

Вопрос:  Какие проблемы все еще стоят на повестке дня, что необходимо сделать для их разрешения в 2014 году?

Ответ: Среди первоочередных задач – запуск рынка трехстороннего РЕПО (с центральным контрагентом и компенсационными взносами) – по идеологии срочного рынка. Здесь мы взаимодействуем с НАБУ, АУФТ, РЦ, ПФТС, ведущими банками, и, безусловно, рассчитываем на участие НБУ. В свете последних событий сроки приходится пересматривать, но это действительно важная задача, позволяющая сделать рынок РЕПО эффективным сегментом финансового рынка, гарантировать расчеты, хеджировать ценовые, процентные и (при использовании валютных и индексных ОВГЗ) валютные риски.

Возможно, сейчас и не лучшее время для запуска биржевого рынка валютных деривативов, но уже точно время для начала дискуссии по этому поводу, привыкания к технологиям. Поскольку весьма значительное количество субъектов хозяйствования заинтересованы в действенных механизмах компенсации валютных рисков, особенно в условиях высоких девальвационных ожиданий, перманентных всплесков панических настроений населения, значительных сумм внешних заимствований государства, банков и предприятий реального сектора, высокой роли внешнеторговых операций в структуре национальной экономики. Не думаю, что это так уж правильно, если украинские экспортеры и импортеры будут хеджировать свои риски через NDF (Non-Deliverable Forward – беспоставочные форварды – Inpress.ua) в Лондоне или фьючерсы в Москве, зато лишены аналогичной возможности в собственной стране, а украинские финансовые регуляторы лишены возможности контроля за ценообразованием на указанных рынках.

Требуют дальнейшего развития существующие процедуры клиринга и расчетов. Пока что инфраструктура остается несколько разрозненной: регламенты ПАО «Расчетный центр» с депозитариями НБУ и НДУ различаются, есть проблема отсутствия единого денежного лимита (для биржевых операций с ЦБ, учитываемым в разных депозитариях, денежный лимит искусственно разделен, что усложняет возможность одновременно торговать ОВГЗ и негосударственными ценными бумагами); операции на срочном рынке РЦ не обслуживает. И в целом, полагаю, что РЦ был слишком недавно создан, чтобы остановиться в развитии. 

 

После событий в Украине, инвесторы начнут воспринимать нас как страну с безусловно развитыми демократическими институтами

 

Вопрос:  Каковы перспективы развития украинского фондового рынка в будущем? Появятся ли в ближайшее время новые более прогрессивные и менее спекулятивные системы аккумуляции капитала?

Ответ: Несмотря ни на что, украинский фондовый рынок остается достаточно перспективным. Страна с весьма значительным по европейским меркам населением, несмотря на большую уязвимость к кризисным явлениям в мировой экономике и геополитическим рискам, все равно, естественным образом, будет генерировать экономический рост выше темпов роста зрелых экономик. Все-таки в национальной экономике достаточно много ниш с не самой высокой конкуренций, присутствует значительный внутренний спрос. Будем надеяться, что и последние события добавят нам в среднесрочной перспективе не только проблем, но и более благоприятного представления в глазах иностранных инвесторов как о стране, хоть и не особенно предсказуемой, но, безусловно, с развитыми демократическими институтами.

И параллельно с ростом экономики будет развиваться и фондовый рынок. Да, он мал, локален, недостаточно ликвиден, но он есть. Функцию аккумулирования капитала он действительно выполняет не лучшим образом, но это общая проблема нашей экономики – ввиду рисков в ней не хватает источников для сколько-нибудь существенных долгосрочных инвестиций. Поэтому надо, во-первых, исходить из того, что есть: если нет спроса на инвестирование капитала в виде акций, стоит предоставить инвесторам более широкие возможности, популяризовать рынок долговых инструментов. Во-вторых, следует обратить внимание не на спекулятивную составляющую рынка (хотя и она очень важна для рынка), а на обеспечение хеджирования многочисленных рисков, присущих национальной экономике. За счет внедрения механизмов хеджирования ценообразование украинских финансовых инструментов может стать менее волатильным, более предсказуемым, а это, в свою очередь, может повлиять и на стоимость средне- и долгосрочного капитала.

 

Автор: Сергей Шевчук

Источник: Inpress.ua, 12 марта 2014, 11:00

12 березня 2014 р.