Представитель Центрального банка Польши Анджей Стопчинский в ходе Lviv Financial Forum рассказал о том, как Польше удалось привлечь инвесторов и построить устойчивую финансовую систему
У меня нет стопроцентно действенного рецепта, как построить сильную экономику, этого никто не знает. Если бы у меня такой рецепт был, я бы, пожалуй, пришел и сказал: "голосуйте за меня". Но я хотел бы поделиться опытом Польши в создании собственной финансовой системы после кризисного периода. Я не навязываю вам путь моего государства, я лишь рассказываю о его опыте. Ведь ситуации у нас совершенно разные.
Никто не спорит, что в Украине сейчас есть много возможностей, экономика может расцвести, однако у меня есть одна плохая новость — на это уйдет очень много времени.
Я считаю, что одной из главных задач должна стать поддержка внутреннего предпринимательства — экономику нужно строить как на иностранных, так и на внутренних, национальных инвестициях. Каждый инвестор, который заходит на рынок, должен быть осведомлен обо всех рисках и возможностях, которые могут его ожидать.
Для нас главной целью было создание среднего класса — того фактора экономики, без которого невозможно установление рыночных цен. Главным инструментом достижения поставленной цели был четкий надзор как за капиталом, который поступал в государство, так за банковским рынком в целом.
Развитие рынка капитала было тесно связано с приватизацией. Мы отказались от прямой продажи отдельных объектов. Большинство операций происходило на рынке капитала, это было связано с созданием Варшавской фондовой биржи — приватизация дала бирже мощный толчок. Этот тип реализации гособъектов имеет много преимуществ — он стал движущей силой для становления среднего класса, рычагом мобилизации сбережений, как населения, так и предприятий. К тому же, в результате была создана платформа для капитала.
Главный урок, которые мы получили в течение всего процесса: система должна быть максимально прозрачной, а все компании, работающие на рынке, должны иметь одинаковые права и обязанности, без привилегий. Так же важно, чтобы государственная политика была предсказуемой, особенно монетарная политика. На сегодняшний день у нас никто не опасается каких-то изменений, большинство решений логичны и предсказуемы.
Польша добилась долгосрочных инвестиций от иностранных вкладчиков благодаря установлению двустороннего доверия — мы должны были знать, что деньги, которые поступают в государство, "чистые", а инвесторы — что они получат доступ ко всей информации о своих инвестициях.
Вам нужны инвесторы, которые готовы к долгосрочным проектам. Они приходят, имея опыт, технику и практику, и сначала просто получают деньги, а в перспективе — спокойную обстановку для ведения бизнеса. Мы даем инвесторам просто купить польскую экономику и с помощью своих знаний и своих денег сделать ее лучше.
Мы стремились создать собственную банковскую элиту, поэтому установили требование к иностранным банкам, которые приходили в Польшу: председатель и зампред должны, как минимум, свободно говорить на польском языке. Этим мы хотели обеспечить карьерный рост для своих банкиров. Другим условием было наличие всех крупнейших банков на бирже. По сравнению с нашими соседями, например, с Чехией, за период 1995-2005 годов Польша добилась значительных успехов и смогла построить достаточно сильную банковскую систему.
Самое главное — найти тех инвесторов, которые не просто могут предоставить деньги, но и будут заинтересованы в достижении наилучшего результата, то есть рассматривать работу с польской финансовой системой как возможность получить прибыль в долгосрочной перспективе. На сегодня около 70% банков в Польше контролируется иностранными инвесторами. Это многим не нравится, но мы знаем одно: это был наш единственный путь, и сейчас такой путь выгоден для всех сторон. Касательно банков, должно быть объединение и иностранных, и местных инвесторов. Но главное — активизировать внутренний потенциал, расшевелить рынок.
Источник: Delo.ua, 24 сентября 2014, 17:34