Регулятор фондового рынка начал активно очищать его не только от фиктивных и мусорных бумаг, но и сокращать количество торговых площадок. Не успели утихнуть споры профучасников о правомерности отзыва лицензии у Украинской межбанковской валютной бирже (УМВБ), как Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) приняла аналогичное решение по еще одной киевской, фондовой бирже — «ПФТС». И если в первом случае основным аргументом регулятора стала несвоевременная подача биржей отчетности и неприведение ее в соответствие с нормативными актами регулятора, то отзыв лицензии у ПФТС произошел по совершенно другой причине — санкционной.
Согласно официальному сообщению Комиссии, аннулировали ее лицензию из-за отсутствия подтверждения покупки контрольного пакета акций (50%+1 акция) ПФТС, который сейчас принадлежит Московской бирже, со стороны потенциальных покупателей. Россияне не могут быть собственниками украинской фондовой площадкой из-за вступивших в силу 28 августа санкционных поправок в закон «О лицензировании». Эти поправки разрешают регулятору аннулировать лицензии компаний, подконтрольных лицензиатам «государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины».
Фондовая биржа ПФТС пока сдержанно отреагировала на такое решение НКЦБФР. В официальном пресс-релизе площадки сказано лишь, что в ближайшее время будет созван набсовет, где и определят официальную позицию акционеров по этому вопросу. Там же говорится, что руководство биржи уверено в позитивном для ПФТС решении этого вопроса.
Вчера «Вестям» удалось получить небольшой комментарий пресс-секретаря ПФТС Николая Максимчука. «Мы точно не ждали такого решения, так как в Комиссию обратились два покупателя (на 50%+1 пакет акций ПФТС - Авт.)», — сказал он.
Покупатели ничего не поняли
Действительно, ранее в СМИ появилась информация о том, что на покупку этого пакета претендуют сразу две компании: фондовая компания «Фаворит» и «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU). Для руководства последней действия чиновников также оказались очень неожиданными. В пресс-релизе ICU сообщается, что группа уже направила официальное предложение на приобретение акций ПФТС ее текущему акционеру — Московской бирже. И, как уверяют в ICU, решение должно было быть принято до конца текущей недели.
ICU и Московская Биржа, уже прошли взаимный процесс идентификации контрагентов и направили уведомление в НКЦБФР. «Также по просьбе регулятора состоялась встреча, во время которой группа ICU детально разъяснила свою позицию относительно планов по приобретению акций ПФТС и развитию биржевых технологий в Украине. Поэтому вызывает удивление, почему во время заключения сделки НКЦБФР вдруг аннулирует лицензию ПФТС на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке», — говорится в сообщении ICU.
По мнению ее руководства, решение НКЦБФР лишает группу возможности завершить процесс купли-продажи, а ПФТС, как объект инвестирования, без лицензии теряет какую-либо инвестиционную привлекательность. «Это решение регулятора также разрушает стоимость акций ПФТС для существующих, помимо Московской биржи, акционеров», — отмечают ICU.
Шквал подозрений и обвинений
Фондовики по-разному восприняли отзыв лицензии у ПФТС, но незаконным его не считает никто из опрошенных «Вестями» экспертов. Хотя подозрительными действия чиновников все же назвали. «Комиссия, приняв такое решение, подставляет себя под шквал подозрений и обвинений. Если и должно было быть буквальное выполнение закона, то оно должно было быть одновременным и симметричным в отношении и ПФТС и «Украинской биржи» (у нее тоже российские акционеры — Авт.), так как обе биржи в полном объеме подпадают под действие закона», — сказал «Вестям» директор инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игорь Когут. И не скрывал своего недовольства действиями регулятора. «Мне глобально не нравится подход Комиссии: что они решили консолидировать биржевую систему страны путем отзыва лицензий у бирж. И не у самых последних бирж. В то время, как есть биржи, которые вызывают на порядки больше вопросов», — добавил Когут.
Финансисты не понимают, почему чиновники решили ускорить процесс в самый разгар продажи Московской биржей своей киевской площадки украинским акционерам. Хотя эксперты признают, что НКЦБФР не превысила своих полномочий. «Регулятор со своей стороны обязан был принять решение об аннулировании лицензии, поскольку это было предусмотрено законом. Но при этом сроки принятия такого решения не были прописаны. Поэтому можно называть его правомерным», — сказала «Вестям» начальник отдела торговли ценными бумагами Pro Capital Securities Катерина Чирка.
А управляющий активами инвесткомпании «Неттрейдер» Юрий Бажинов вообще считает, что участники рынка, на текущий момент, «ничего не потеряют, если эта биржа перестанет существовать в принципе, так как она не концентрирует на себе ни один финансовый инструмент».
Уход не заметят
Согласно решению Нацкомиссии, ПФТС сможет работать на рынке еще 30 дней с момента публикации информации об аннулировании лицензии. Другими словами, у компаний-брокеров торгующих на этой площадке, а также у эмитентов есть менее месяца для того чтобы заключить договора с другими биржами.
При этом, в основном на ПФТС торговали облигациями внутреннего госзайма (ОВГЗ). Ее доля в этом сегменте отечественного фондового рынка, по словам начальника управления сопровождения операций с ценными бумагами UniCredit Bank Игоря Поплавца, составляла 10-15%. При этом, Юрий Бажинов отмечает, что торговля акциями на ПФТС «в последнее время велась чисто номинально, поэтому переходить куда-то просто некому».
«Бумаги «не пропадут». Теоретически владельцам должны предложить самим выбрать площадки (если будет из чего выбирать). Или они будут ждать появления новых площадок», — объяснил «Вестям» ситуацию руководитель студенческого финансового клуба, интернет-трейдер Александр Садовский.
Спокойно отнесся к обсуждаемому событию и директор департамента инвестиционного бизнеса ПУМБ Антон Стадник. «Объем торгов на бирже ПФТС не является критическим. Фондовая биржа «Перспектива» и Украинская биржа с большим удовольствием освоят дополнительный объем операций», — сказал он «Вестям».
А если и УБ исчезнет?
Впрочем, существует угроза того, что Украинская биржа также в ближайшее время лишится лицензии. Как известно, в капитале УБ прямая и опосредованная доля Московской биржи (через ЗАО «Украинский биржевой холдинг») составляет 43%.
Рассмотреть правомерность работы этой площадки на украинском фондовом рынке НКЦБФР пообещала уже через 4-6 недель, поскольку потенциальные покупатели российского пакета акций (инвесткомпания Dragon Capital и инвестгруппа «Универ Капитал») «предоставили достаточно информации, подтверждающей возможность завершения сделки».
«Оснований для разговоров о прекращении работы Украинской биржи нет. Наши акционеры в полной мере выполняют требования закона и Комиссии», — утверждает глава правления УБ Олег Ткаченко.
Но фондовики уже готовятся к разным вариантам развития событий. «Вслед за ПФТС, регулятор может принять решение о лишении лицензии УБ. Поэтому из более крупных площадок останется КМФБ (Киевская международная фондовая биржа) и фондовая биржа «Перспектива», — допускает Катерина Чирка.
По словам Юрия Бажинова, если исчезнет Украинская биржа, то прекратится Price Action (справедливое ценообразование) на рынке акций, что создаст трудности инвесторам при продаже таких бумаг.
«Интернет-трейдинга (позволяющего торговать ценными бумагами не только профучастникам, но и рядовым гражданам — Авт.), например, кроме УБ нигде нет (фактически). Поэтому, что будет с этим сегментом, если у биржи отнимут лицензию — непонятно. Исчезнет? Не хотелось бы», — подчеркнул Александр Садовский.
Рынок просядет
Слухи о возможном отзыве лицензии у Украинской биржи, по мнению Катерины Чирки, в ближайшие дни вызовут панику у участников фондового рынка и мысли о том, где же котировать ценные бумаги в будущем. «Скорее всего, объемы торгов на УБ пойдут на спад в ближайшие дни. Думаю, что для перестраховки, эмитенты и брокеры начнут заключать договора с другими биржами», — говорит она.
Также стоит учитывать, что на УБ происходит торговля фьючерсами с исполнением в декабре 2015 г. и марте 2016 г. Если произойдет отзыв лицензии у Укрбиржи, то производить экспирацию (исполнение) этих контрактов придется раньше. Это, в свою очередь, может привести к денежным потерям инвесторов вложивших средства в этот инструмент срочного рынка.
К тому же, под закрытие могут попасть и остальные фондовые биржи. Председатель НКЦБФР не двузначно дал понять, что является приверженцем идеи создания одной фондовой площадки, где торговались бы все инструменты. Но профучасники по-разному восприняли эту идею. «Я не являюсь адептом идеи о монополизации любой деятельности, тем более искусственным методом. Биржевая деятельность не является исключением. Рынок остро нуждается в качественных инструментах, а вопрос о количестве бирж — вторичен и сможет решится сам по себе в конкурентной среде при четких и одинаковых требованиях по выполнению законодательства», — отметил Олег Ткаченко.
С ним соглашается и глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин, утверждая, что идея регулятора оставить лишь одну фондовую площадку на рынке является некорректной, так как это «создает монопольное положение для такой биржи».
«Конкуренция в рыночной экономике — это всегда хорошо, поэтому среди отечественных бирж также должна быть конкуренция, которая будет стимулировать их предоставлять более современное программное обеспечение, снижать комиссии по сделкам, вести борьбу за привлечение банков и инвестиционных компаний в качестве участников торгов», — подчеркнул он «Вестям».
Автор: Марк Поллок
Источник: ВЕСТИ, 07.10.2015, 21:29