Биржи после лишения акционеров – россиян, сосредоточатся на сокращении расходов и замене российских торговых систем.
Сделки по смене состава собственников двух организаторов торговли ценными бумагами с российским капиталом – «Украинской биржи» (УБ) и «Фондовая биржа ПФТС» (ПФТС) несколько затянулись. Они были омрачены тем, что в октябре и ноябре 2015 года Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) аннулировала биржевые лицензии ПФТС и УБ из-за контроля над их деятельностью «Московской биржи» (МБ). Но в январе этого года экспертно-апелляционный совет Государственной регуляторной службы Украины отменил решение украинского регулятора об аннулировании лицензий названных бирж.
В начале февраля «Московская биржа» сообщила, что закрыла сделку по продаже 50,02 % акций Фондовой биржи «ПФТС» и полностью вышла из ее капитала. О покупателях доли в ПФТС пока не сообщается. Ранее намерение выкупить долю в ПФТС выражали украинские компании «Фаворит» и «Инвестиционный капитал Украина».
Известно также, что инвесткомпания «Драгон Капитал» (Dragon Capital s.r.о.) завершила выкуп у МБ 19,99 % акций УБ. В ближайшее время ожидается закрытие сделки по выкупу группой «Универ Капитал» оставшихся у москвичей 23 % акций УБ. Переговоры по продаже оставшихся акций «Украинской биржи» идут к завершению.
Как карта ляжет
Ранее председатель правления МБ Александр Афанасьев выражал сожаление о том, что группе приходится покидать Украину. По его словам, «они сделали очень много для развития этого рынка, фактически спонсировали его развитие, и не очень приятно, когда провожают таким способом». Москвичи уверены, что это решение не принесет пользы украинским участникам рынка.
«Для ПФТС выход из капитала МБ это плюс в том смысле, что против нас «заклятые» друзья перестанут разыгрывать российскую карту», – полагает член наблюдательного совета ПАО «Фондовая биржа ПФТС» Игорь Селецкий.
«Плюсом является то, что ПФТС и УБ с их репутациями и технологиями остаются на рынке. Поскольку в 2015 году четыре биржи сгенерировали в целом 99 % объемов, а остальные шесть бирж почти 0 %, то роста количества бирж ожидать не приходится», – констатирует экс-президент биржи ПФТС Ирина Заря.
«Для рынка незакрытие этих бирж является позитивным в краткосрочной перспективе. Количество организованных торговых площадок на локальном рынке капитала будет сокращаться. Качество услуг надо подтягивать до среднеевропейского. Проблема не в торговых площадках, а в количестве и качестве эмитентов. Моя позиция не меняется уже с середины 2000-ых – для Украины даже одной биржи – слишком много», – категоричен президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров.
Вместе с тем, пока непонятно, кто выступает за покупкой ПФТС, и какова дальнейшая судьба этой площадки. На УБ ситуация более определенная: там выкуп осуществили несколько действующих акционеров биржи. При этом, согласно задекларированному инвестиционной группой (ИГ) «Универ» видению дальнейшего развития биржи (о чем компания заявляла накануне скандального решения о лишении УБ лицензии), выкупленный пакет будет распродан среди активных участников биржевого рынка – банковских и небанковских торговцев ценными бумагами. В остальном перспективы развития мало чем отличаются от тех планов, которые декларировала УБ независимо от состава учредителей.
Откуда биржи возьмут деньги на свою модернизацию и запуск новых продуктов? До сих пор «донором», хоть и не полнокровным выступала Московская биржа. «В случае с ПФТС этот вопрос довольно скоро станет ясен, если возникнет новая стратегическая группа акционеров. А вот декларация покупателей УБ (Драгон Капитал и ИГ Универ) о дальнейшей распродаже пакетов участникам рынка оставляет вопрос дальнейшего поиска ресурсов для инвестиций в УБ открытым, поскольку такая распродажа денег на биржу не принесет, а просто изменит состав акционеров и компенсирует (очевидно, не без прибыли) затраты ИК «Драгон Капитал» и ИГ «Универ» на выкуп акций у МБ», – считает глава совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Дмитрий Леонов.
Биржи выживают
«Для бирж, лишившихся акционеров – россиян, важным может быть сокращение расходов – замена российских торговых систем другими разработками», – считает Ирина Заря.
Источниками заработка для торговых фондовых площадок продолжают оставаться биржевая комиссия, технические услуги и продажа информации информационным агентствам. Ликвидным и работающим сегментом на биржах сейчас и в ближайшие годы будут только госбумаги. Большая приватизация-2016 не всколыхнет качественно рынок акций, даже если не будет отменена норма об обязательной продаже части приватизируемых предприятий на фондовых биржах. А в случае отмены обязательной продажи Фондом госимущества Украины (ФГИУ) мелких пакетов через биржи, эти доходы бирж (от распродажи пакетов акций из госсобственности) могут вообще исчезнуть.
В числе направлений, на которых сегодня смогут зарабатывать биржевики, их рыночные услуги как площадок для манипулирования ценами на ценные бумаги (для разных причин – занижение / завышение рыночных цен для оценки выкупа акций, переоценки активов, создания иллюзий возможностей спекулятивных доходов для иностранных инвесторов). Услуги бирж по оформлению операций с ценными бумагами будут обязательны для некоторых негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных фондов (оформление таких операций по законодательству должны осуществляться на бирже).
«Остальные продукты – операции с полулегальными производными бумагами и срочными контрактами (напомним, что специальный закон об этих инструментах так и не принят за последние 17 лет) и прочие экзотические для украинского рынка продукты – не особо доходны. Услуги для физлиц – интернет-трейдинг – не имеют достаточного платежеспособного спроса от них и широкого поля для осуществления операций с бумагами "первого эшелона" (особенно после топорного решения о повышении требований к листингу со стороны НКЦБФР)», – отмечает Дмитрий Леонов.
Нужны инструменты и деньги
Говоря о будущем биржевого сегмента, участники рынка полагают, что украинский рынок акций в ближайшие годы не будет интересен. Поэтому государство должно сосредоточиться на развитии долговых инструментов: государственных и корпоративных облигаций. Именно они позволяют привлекать длинные ресурсы в экономику страны и реальный сектор. В частности, украинцы готовы вкладывать в такие инструменты фондового рынка, как облигации международных финансовых организаций. И государство должно сделать все возможное для скорейшего выхода таких инструментов.
Как можно улучшить ситуацию на долговом рынке? Заинтересовать местного инвестора введением стимулирующего налогообложения, при котором станет выгодно вкладывать средства в долговые инструменты. Кроме того, необходимо преодолеть кризис доверия к эмитентам облигаций, возникший после ряда фиктивных дефолтов 2008 года. Добиться этого можно, если в законодательстве запретить собственнику эмитента, допустившего фиктивный дефолт, в будущем выпускать облигации, а также запретить должностным лицам таких компаний работать в фирмах, которые планируют выходить на долговой рынок.
Также на биржах будет востребован такой инструмент, как сертификат на банковские депозиты. «С одной стороны, такой сертификат даст ликвидность депозиту. Из депозита можно будет выйти без значительных потерь до окончания действия его срока. Такое своеобразное хеджирование. С другой стороны, он может стать инструментом межбанковского кредитования. А еще один банковский инструмент – это очень хорошо. Естественно, должна быть возможность этот сертификат продать, заложить, передать в наследство и т.д.», – объясняет Игорь Селецкий.
Кроме того, все профучастники сходятся во мнении, что необходима валютная либерализация (а для биржевого рынка, в частности, упрощение расчетной инфраструктуры), двойной листинг для акций и облигаций, пенсионная реформа. Необходимо принять комплексный закон про регулируемые рынки и деривативы №3498, поданный группой народных депутатов (Демчак, Довбенко, Ризаненко, Галасюк, Рыбалка и др.), а также решить вопрос с сырьевыми и товарными производными фининструментами. Важно снять неоправданные запреты на использование институтов и инструментов фондового рынка для организации финансирования программ государственно-частного партнерства на государственном и муниципальном уровнях.
Источник: StockWorld, 02.03.2016, 09:49