В чем выражается влияние финансово-промышленных групп на рынок ценных бумаг в Украине.
StockWorld.com.ua продолжает серию публикаций, посвященных самостоятельности фондового рынка от внешних стимулов. После текста о проявлении зависимости сегмента от политических факторов, представляем обзор мнений его профи, авторитетов и гуру насчет воздействия на него крупнейших ФПГ.
... Пожалуй, начать и закончить этот текст можно было бы словами Владимира Ульянова, бывшего председателя правления НДУ: «Любая ФПГ одновременно играет в ролях эмитента, инвестора, профучастника и т.д. Тогда как может рынок быть свободным от влияния ФПГ?». Но это было бы не интересно. Поэтому мы адресовали вопрос, можно ли назвать рынок свободным от влияния финансово-промышленных групп и, если нет, то в чем это влияние выражается, ведущим профучастникам, ассоциациям, юристам и депутатам, регуляторам и персоналиям, имеющим вес на рынке. Что из этого получилось – читайте далее.
Забегая вперед и презентуя резюме публикации всем занятым, озвучим свою позицию и прогноз развития ситуации. Зависимость от ФПГ ЕСТЬ, но сейчас их влияние меньше ввиду снижения заинтересованности таких групп в рынке и его инструментах. У бизнеса сейчас есть другие, более насущные, проблемы – как выжить, не потерять производственные объемы. Как только начнется восстановление экономики, можно будет ожидать и возобновление инструмента к фондовому рынка от наших ФПГ.
С чего все начиналось
Так как о свободе функционирования фондового рынка Украины от влияния ФПГ на данный момент пока рано говорить, вспомним о причинах и «корнях» этого явления. Вадим Самойленко, партнер юридической фирмы «Астерс», рассказывает, почему такого влияния нам не избежать, и чем оно объясняется: «В первую очередь, необходимо понимать, что становление фондового рынка в Украине происходило на основе приватизационных процессов 1990-х годов. В силу несовершенства законодательства в то время, новизны такого процесса как приватизация в постсоветской Украине, и отчасти незаинтересованности населения, по различным причинам, в приобретении ценных бумаг в 1990-х годах, произошла централизация акций крупнейших украинских предприятий в руках мажоритарных акционеров, многие из которых в дальнейшем стали основателями ФПГ. Как следствие, на сегодняшний день, по большому счету, доступ инвесторов – как украинских, так и иностранных – закрыт для участия в капитале многих украинских публичных компаний, и совсем незначительная часть акций находится в свободном обороте и доступна к покупке на фондовом рынке».
Нынешняя кондиция
Дмитрий Леонов, председатель совета УАИБ (Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса), более образно высказывается на счет текущего состояния свободы рынка: «Сказать, что фондовый рынок свободен от влияния крупнейших ФПГ – все равно что объявить рыбу свободной от воды. Крупнейшие ФПГ, как правило, включают в свой состав наиболее устойчивых и инвестиционно привлекательных эмитентов. При этом, система обеспечения их обязательств зачастую может использовать весь потенциал ФПГ. Разумеется, что в таких политизированных экономиках, как украинская, устойчивость самих ФПГ очень условна. Тем не менее, ни один самостоятельный эмитент, пожалуй, не сможет конкурировать с членами ФПГ на рынке капитала. Поэтому фондовый рынок зависим от присутствия эмитентов, входящих в ФПГ, поскольку именно они, в основном, и формируют первые уровни листинга, индексные корзины, претендуют на статус отечественных "голубых фишек". Естественно, если рынок не удовлетворяет потребности в организации доступа к капиталу и оборота капитала эмитентов из состава ФПГ, формированию их рыночной капитализации, то данные эмитенты с рынка уходят или переносят эмиссионную активность группы в другие юрисдикции с большей насыщенностью рынка инвестиционными ресурсами, прозрачной и политически незаангажированной судебной системой, адекватным государственным регулированием фондового рынка».
Сравнивая степень влияния ФПГ на фондовый рынок с их влиянием на другие секторы экономики, Станислав Шишков, Директор фондовой биржи «Перспектива», отмечает, что оно меньше: «Количество операторов и уровень конкуренции на фондовом рынке явно выше, чем на энергетическом рынке, топливном, в металлургии и прочих сегментах экономики, характеризующихся присутствием природных монополий или олигополии».
Отчасти предположение о влиянии ФПГ на фондовом рынке нам подтвердили и в Минфине (ну, по крайней мере, как мы поняли из ответа ведомства). В парафии Александра Данилюка нам уточнили, что «сегодня рынок лишен четких правил. Бывают случаи нарушения законодательства со стороны недобросовестных участников рынка, игры с завышением стоимости покупки / продажи ценных бумаг».
К чему все приведет
Прогнозируя последствия влияния финансово-промышленных групп на рынок капитала, Вадим Самойленко добавляет, что в силу различных причин экономического характера, на сегодняшний день в Украине существует очень небольшое количество эмитентов, акции которых открыто торгуются на украинских или же иностранных площадках. «В свете последних изменений в требования к листингу акций, очевидно, что количество публичных эмитентов в ближайший год также стремительно уменьшится», – размышляет он.
С ним соглашается и Дмитрий Леонов: «В результате на отечественном рынке остаются бумаги эмитентов второго, третьего эшелона или вообще "мусор". Такие рынки обречены на стагнацию и отмирание, поскольку вернуть эмитентов первого эшелона на национальный рынок будет добровольно сложно, а административным принуждением или политическим давлением малоэффективно (наш бизнес давно научился выполнять жесточайшие требования законодательства и регулятора с наименьшими затратами и максимально формально). Так что ничего кроме имитации таким способом не получить. Однако это не означает, что фондовый рынок исчезнет полностью, поскольку ценные бумаги как инструмент оформления бизнес-процессов настолько гибки и удобны, что на них всегда найдется спрос для обеспечения внутренних операций и бизнес-моделей», – рассуждает господин Леонов.
В качестве итога – традиционно высказывание комментаторов. Анатолий Отченаш, президент финансовой компании «Автоальянс Инвест» резюмирует: «Влияние ФПГ есть – с рынка уводят акции эмитентов. На фондовые биржи и брокерам не поступают заказы на приобретение ЦБ. Блокируются расчеты с владельцами облигационных выпусков эмитентов, владельцами которых выступали олигархи».
Источник: StockWorld, 14.06.2016, 10:38