Парламентарий – о коллизиях закона о регулируемых рынках и деривативах. Закон Украины о регулируемых рынках и деривативах (№3498) уже «наделал шороху» на украинском фондовом рынке летом текущего года. Суть этого в том, что изначально данным документом планировалось внедрение новых инструментов – само по себе положительное явление, поддержанное участниками рынка и экспертами. Но во время подготовки документа ко второму чтению в нем появились нормы, не соответствующие ни направлению акта, ни удовлетворяющие рыночное сообщество, так как ориентированы на усиление полномочий регулятора – НКЦБФР (Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка). Во вторник, 15 ноября, «под куполом» планируется его рассмотрение во втором чтении.
О том, в чем именно лежат противоречия, как они возникли, а также о перспективах голосования за закон в интервью StockWorld.com.ua рассказала Елена Сотник, народный депутат Украины от объединения «Самопомощь», Секретарь Комитета, председатель подкомитета по вопросам адаптации украинского законодательства к законодательству Европейского Союза Комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции.
StockWorld.com.ua: Елена, расскажите, пожалуйста, как Ваша фракция будет голосовать за так называемый закон о деривативах?
Елена Сотник: Мы поддержали документ при голосовании в первом чтении, когда он еще был законом о деривативах. Но когда закон о деривативах превратился в закон о Комиссии, в большей степени, кроме того, эти изменения были внесены с нарушением регламента, не могу сказать, что наша фракция будет ЗА него.
SW: Что Вы имеете в виду, говоря о том, что документ стал законом о Комиссии?
ЕС: Нынешняя версия закона, по сути, меняет статус регулятора, значительно расширяя его полномочия, обеспечивая ему практически полную свободу и автономию. Фактически теперь набор прав у НКЦБФР будет, как у Национального банка Украины, но НБУ – не центральный орган исполнительной власти. Если закон будет принят в такой редакции, то Комиссия сможет принимать законы и нормативно-правовые акты «без фильтров», без обязательной процедуры юстирования Министерством юстиции, что чревато злоупотреблениями и нарушениями.
SW: Но ведь есть, наверное, какие-то другие «сдерживающие механизмы» для НКЦБФР?
ЕС: Есть норма относительно возможности обжалования в суде решений Нацкомиссии. Но мы же понимаем, что это, во-первых, не гарантирует соблюдение прав и интересов регулируемых субъектов. Во-вторых, не новость то, что наша судебная система далека от идеала, судебные процессы могут тянуться годами, в то время, как какой-либо нормативный акт авторства НКЦФБР будет действовать.
SW: В чем еще лежат противоречия текущей версии закона?
ЕС: По сути, в документе вовсе не прописана ответственность Комиссии за свои действия, а вот пункт о самостоятельном определении заработной платы присутствует – при сохранении статуса госслужащих у сотрудников регулятора. Но ведь не стоит говорить о том, что всем представителям госаппарата необходимо поднимать зарплату, не только НКЦБФР. Эта политика должна быть системной, а получается так, что эта норма закона полностью «разрывает» реформу госслужбы.
SW: Вы упомянули, что правки в закон при его подготовке ко второму чтению были внесены с нарушением регламента. Можете пояснить этот момент?
ЕС: Профильный комитет (по вопросам финансовой политики и банковской деятельности – ред.) «протащил» решение не очень честно. Так, каким-то образом возникла дополнительная таблица с поправками, в которых и идет речь о полномочиях Комиссии, – без возможности для других депутатов ознакомиться с этими новациями. И наша фракция категорически против подобных «подковерных игр». Точнее, так: мы готовы поддержать закон о деривативах, а закон о Комиссии и расширении ее функционала, прав и пр., считаем, что должен рассматриваться отдельно. К этому вопросу должны быть привлечены рыночные ассоциации, эксперты, участники рынка, сам регулятор, безусловно. Вполне разумно, что Нацкомиссия нуждается в большей автономии, но этот аспект должен быть обсужден и принят публично, а не «под прикрытием» закона о деривативах.
SW: Каковы Ваши прогнозы относительно принятия закона в такой редакции во вторник, как то планируется?
ЕС: Насколько мне известно, Глава Комиссии, Тимур Хромаев, сейчас проводит встречи с депутатами, на которых просит поддержать документ. И будет или нет принят закон, зависит от того, пойдет ли Парламент на нарушение регламента, как проявят себя большие фракции. Со своей стороны мы в «Самопомощи» инициировали служебное расследование о вынесении закона в обход регламенту, данный запрос сейчас находится на рассмотрении у Главы Верховной Рады.
В качестве резюме: я за прогрессивное законодательство, но подобная практика нарушения регламента негативна для истории принятия законов в Украине.
Источник: StockWorld, 14.11.2016, 09:33