Что не так с законопроектами НКЦБФР?


Под прикрытием имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС НКЦБФР намеревается усилить свои полномочия, не создав никаких внятных правил.

 

На фоне доисторического фондового уклада, когда, по сути, весь фондовый рынок — это просто торговля долговыми обязательствами государства, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку намеревается усилить свои полномочия, не создавая никаких внятных правил. И эти новые полномочия НКЦБФР на фоне старой системы выглядят как возможности использования тяжелой артиллерии в тонком искусстве пальбы по воробьям.

 

На прошлой неделе народные депутаты в очередной раз отказали Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в ее желании этот самый рынок реформировать — промоутируемый регулятором законопроект №7055 был отклонен. Это частичная победа здравого смысла. Но принятие закона "О рынках капитала и организованных рынках" — это не столько вопрос желания Нацкомиссии реформировать рынок, оно как раз неочевидно, сколько вопрос необходимости выполнения Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Законодательство Украины должно быть синхронизировано сразу с рядом евродиректив и регламентов, касающихся работы на организованных рынках. И уже полностью готов к рассмотрению другой законопроект на эту же тему, якобы приближающий украинский фондовый рынок к европейским стандартам. Но по смысловой направленности немногим отличающийся от предыдущего законопроекта.

 

ЗАЧЕМ НУЖЕН БЫЛ ЗАКОНОПРОЕКТ №7055

 

Предполагалось, что законопроект позволит имплементировать целый ряд евродиректив и регламентов ЕС, которые установят, наконец, европейские правила на украинском рынке.

 

Но, несмотря на традиционно более чем значительный текст проекта закона в 223 страниц (очевидно, именно так понимается комплексность), в нем не так уж много места уделено самой имплементации и, кстати, довольно однобоко и даже противоречиво. Зато большая часть посвящена, также традиционно, особому статусу и расширению полномочий регулятора. Об этом в евродирективах нет ни слова! Кстати, и официальных текстов не имеется. О печальной судьбе переводов евродиректив мы писали ранее.

 

Еще более странным выглядит отсутствие в законопроекте, призванном установить правила на рынке, реформированных положений о запретительных нормах (санкциях). Хотя самих санкций документ касается, распространяя, например, статьи о злоупотреблениях на рынке и на товарные регулируемые рынки. Регулятор сознательно исключил из числа евродиректив, которые имплементируются, Директиву 2014/57/ЕС (см. ниже). В результате законопроект отклонен. И поделом.

 

ЧТО НЕ ТАК С ПОЛНОМОЧИЯМИ РЕГУЛЯТОРА?

 

Можно было бы предположить, что после скандального провала проекта №7055 НКЦБФР опустила руки? Но нет.

 

Тут же подоспел на рассмотрение и другой законопроект №6303-д (доработанная версия №6303) — теперь уже исключительно об усилении полномочий самого регулятора: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала". Он прошел апгрейд, все необходимые согласования в парламентском комитете по вопросам финансовой политики и банковской деятельности и уже после отклонения первого вручен с представлением о возможности рассмотрения Верховной Радой.

 

На деле же выходит, что ни сами рынки капитала не формализованы, ни понятие злоупотреблений на них не имплементировано. Зато "защиту" получите. Правда, в виде исключительных полномочий регулятора. А не (как вы, может быть, подумали) новых прав самих инвесторов по своей защите.

 

Но главный вопрос: а в связи с какими обязательствами перед ЕС в дорожной карте имплементации оказался лоббируемый НКЦБФР законопроект №6303 (и теперь он же в виде №6303-д) о присоединении к Меморандуму IOSCO (Международная организация комиссий по ценным бумагам)? Ведь дорожная карта имплементации и по названию, и по сути должна предполагать имплементацию норм Европейского Союза.

 

Именно на этом фоне доисторического фондового уклада, когда весь фондовый рынок — это просто торговля долговыми обязательствами государства, НКЦБФР намеревается усилить свои полномочия, не создав никаких внятных правил.

 

И именно в вопросе имплементации acquis ЕС, касающегося санкций за манипулирование рынком, — Директивы 2014/57/ЕС, НКЦБФР взяла паузу аж до 2020 г. Ну работает она над ними, что сказать. И даже спустя несколько лет "работы" отдала директиву на перевод.

 

Подлежащие же имплементации евродирективы будут работать корректно только в том случае, если будут установлены понятные границы ответственности — санкции. ЕС именно так и действует. Проще говоря, если правила — это о том, что делать можно, то санкции — о том, чего на организованных рынках делать нельзя.

 

Но понятная архитектура отношений, принятая в ЕС и предлагаемая Украине, нарушается сегодня именно регулятором.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ С САМИМ ФОНДОВЫМ РЫНКОМ?

 

Четыре года реформ, казалось бы, должны были обеспечить основу для реформ и на фондовом рынке Украины. Да и новый состав НКЦБФР также работает почти четыре года, и за это время должен был бы показать новое качество работы.

 

Только где же оно, это качество? В усилившихся админсанкциях на падающем рынке? В желании регулировать даже частные акционерные общества, о чем в той же Польше, где рынок развит, даже не слышали? В чем же подмена? Давайте разберемся. Факты — вещь упрямая.

 

За время каденции нового, действующего, состава Нацкомиссии количество актов о злоупотреблениях рынком значительно выросло. Так, по данным регулятора, за 2012–2017 гг. НКЦБФР принято 76 постановлений о наложении санкций за манипулирование на фондовом рынке, в том числе в 2012-м — 4, 2013-м — 5, 2014-м — 2, 2015-м — 15, 2016-м — 33, 2017-м — 17. Примечательно, что количество наложенных санкций намного увеличилось. Если в 2012—2014 гг. было наложено 11 санкций, то в последующие три года, 2015–2017, — 65, то есть в шесть раз больше. В то же время рынок демонстрирует значительные темпы падения. Объемы торгов финансовыми инструментами на организованном (биржевом) рынке сократились за последние годы втрое: с 620 млрд грн в 2014 г. до 235 млрд — в 2016-м и 206 млрд — в 2017-м.

 

Напрашивается ряд вопросов. Фондовики стали менее законопослушными? Возможно, регулятор стал более бдительным? А может, и сейчас с санкциями все в порядке?

 

Но что сделала Нацкомиссия в направлении прозрачности или хотя бы понятности выявления фактов манипулирования рынком? Ну, кроме того, что стряхнула нафталин с напечатанных "папередниками" на печатной машинке архаичных Методических рекомендаций по установлению наличия признаков манипулирования ценами на фондовом рынке, пожалуй, ничего.

 

Наоборот, судя по ответу Комиссии, выявлением фактов манипулирования у регулятора занимается аж один человек! Во всяком случае, это следует из того, что только одна должностная инструкция предполагает такие функции.

 

Может, нет условий для работы НКЦБФР? Судите сами. Только зарплатный бюджет Нацкомиссии на 2018 г. составляет 3 млн 486,3 тыс. грн, и это в четыре раза больше, чем в 2017-м (842,6 тыс.). Рост — более чем в четыре раза. Количество сотрудников аппарата НКЦБФР в 2018 г. увеличилось по сравнению с прошлым годом с 321 человека до 460. Чем они там вообще занимаются на падающем рынке?

 

При этом на вопрос, подлежит ли мониторингу весь объем трансакций, у Комиссии на сегодняшний день ответа нет. В то же время за 2017 г. на фондовом рынке было заключено 123 946 биржевых контрактов. Какое именно должностное лицо Нацкомиссии их все промониторило? Почему выявило манипулирование именно в тех случаях? По какому принципу осуществлялся мониторинг? Неизвестно.

 

Факты Комиссия устанавливает на свое усмотрение — практически при отсутствии каких бы то ни было утвержденных правил. Не нравится — иди обжалуй.

 

Возможностей для объективного анализа НКЦБФР не создает: никто сегодня не сможет с достоверностью хотя бы в несколько процентов ответить на вопрос о том, что является на рынке значительным отклонением, очевидным экономическим смыслом и действительными ценами. Ни представители рынка, ни научное сообщество, ни сам регулятор.

 

Существующий же набор и методы применения санкций за манипулирование рынком (которые не меняются) не соответствуют правилам евродиректив. То есть санкции есть, но за что именно — непонятно. Такая ситуация несет массу коррупционных рисков — это право Комиссии на свое усмотрение определять наличие или отсутствие нарушений по субъективным критериям "значительности отклонений", "очевидности или неочевидности экономического смысла в операциях", "действительности или недействительности ценовых параметров" и т.д. Следовательно, есть место для злоупотреблений со стороны именно регулятора.

 

CUI PRODEST? ИЛИ КОМУ ВЫГОДНО

 

Парадоксально, но факт — единственным бенефициаром старой системы оказывается НКЦБФР. Если законопроект №6303-д будет принят, то в части полномочий регулятору позавидуют как все вновь прибывшие силовики — НАБУ, САП, ГБР, так и проверенные временем — ГПУ, СБУ, МВД.

 

Но если в отношении НАБУ, САП общество хотя бы сделали свидетелем неких конкурсов и прочих принятых в таких случаях декораций, то случай с НКЦБФР больше напоминает фокус с полномочиями беглого ныне Януковича, полученными им вопреки избирательному мандату.

 

Подытоживая, отметим, что, как и у всех событий, в нашем случае также имеются крупный план, средний и общий. И если обратиться к крупному плану, то можно говорить о технических нестыковках в законопроекте, неточностях в имплементации европейских норм, злоупотреблениях собственными интересами и т.д. Если взглянуть на средний план, то мы существенно отстаем в сроках имплементации от запланированных нами же самими норм, причем сознательно. Но если взять общий план, то картина выглядит совсем неприглядно — за четыре года в направлении создания цивилизованного фондового рынка, который мог бы обеспечить такой оборот финансовых инструментов, который бы выступил основой экономики, не сделано ничего!

 

Автор: Александр Кошевой

 

Источник: Зеркало недели, 10.07.2018, 09:35

10 липня 2018 р.