#RegulatorCheck2019 - Деятельность НКЦБФР не соответствует мировым "меркам"


#RegulatorCheck2019 - специальный проект команды StockWorld.com.ua и фондового сообщества, анализирующий выполнение обещаний и обязательств, взятых на себя Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

5 февраля наша команда открыла первый опросник по теме "Кардинальные изменения украинского фондового рынка, его перезапуск 4 года спустя". С результатами первого блока можно ознакомиться пройдя по ссылке.

11 февраля мы открыли второй опросник на тему "Применение лучших мировых практик на украинском фондовом рынке". Также мы попросили участников фондового рынка и экспертов прокомментировать данную тему и высказать свое мнение.

Команда StockWorld.com.ua благодарна каждому, кто принимает активное участие в голосовании! Однако открыто комментировать "обещания НКЦБФР реформировать рынок" участников фондового рынка все еще что-то сдерживает. Призываем всех, кому небезразлична судьба отечественного фондового рынка, принимать участие, как в анонимных голосованиях, так и комментировать действия регулятора открыто!!!

Итак, что же мы видим по итогам второго голосования? Почти 88% опрошенных полагают, что нынешний состав НКЦБФР не принес ничего нового из мировых стандартов на отечественный рынок, а стало лишь больше публичных разговоров. По 6% голосовавших считают что изменения есть, или же затруднились ответить.

Более 80% участников голосования полагают, что НКЦБФР обсуждала какое-то внедрение мировых практик, однако позиция участников рынка не учитывалась. Лишь 2% полагают, что план по внедрению лучших стандартов был определен.

36,4% респондентов откровенно признали, что отечественные фондовые компании не осилят международные стандарты, так как те являются слишком жесткими. 48,5% полагают, что на этот вопрос невозможно однозначно дать ответ.

И опять большинство – 84,8% - участников голосования отмечают, что деятельность самой НКЦБФР не соответствует мировым "меркам". 2% опрошенных не согласны и считают с точностью наоборот.

57,6% проголосовавших полагают, что сама НКЦБФР скорее не сможет придерживаться мировых стандартов фондового рынка, тогда как 34,8% полагают, что сможет, но в совокупности с более широкими реформами.

Как результат, фондовое сообщество сделало вывод, что приближение украинского фондового рынка к мировым стандартам является лишь обещанием – 97%.

Как и в предыдущем опроснике, многие участники побоялись высказать свое мнение по поводу реформ комиссии. Мы задали экспертам ряд вопросов. Предлагаем ознакомиться с вопросами и ответами на них.

 

1. Насколько украинский фондовый рынок стал ближе к мировым стандартам ведения бизнеса за прошедшие 4 года? Можете вспомнить ключевые изменения за этот период?

 

Комментирует член Совета Ассоциации "УФТ" Антонов С.М.

"В мире стандарты ведения бизнеса достаточно разные. Если смотреть на международные оценки регулирования локальных биржевых рынков, то Украина недавно вышла на четвертое место в мире (правда, с конца), блистательно опередив не только Йемен, но и Мавританию и Молдову. Так что их опыт и стандарты бизнеса можно особо не изучать. А вот с остальными 133 странами мира придется здорово поконкурировать и присмотреться к их практике.

Правда, если для этого регулятору потребуются командировки в каждую из этих стран, то лучше пойти более традиционным путем и сконцентрироваться на наиболее важных для нас стандартах - европейских директивах и регламента.

Не секрет, что с их имплементацией на фондовом рынке дела обстоят не слишком хорошо. Хотя времени, отведенного в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, все меньше.

Кроме того, инвесторы смотрят, во-первых, на доступность и понятность стандартов, во-вторых, на ликвидность рынка, наличие инвестиционных возможностей и доходность.

Как обстоят дела с доступностью и понятностью стандартов для международных инвесторов, может понять любой, кто зайдет на англоязычную версию сайта регулятора. К слову, MSCI Inc., относя Украину к наименее развитым рынкам мира и описывая проблематику для институциональных инвесторов, постоянно ссылается на отсутствие или ограниченность англоязычной информации.

С ликвидностью и инвестиционно привлекательным инструментарием тоже все не здорово. После многочисленных законодательных пертурбаций тысячи эмитентов и профучастников пришли к совершенно ожидаемому выводу, что публичных компаний в стране просто нет. Значит, с точки зрения европейских стандартов и подходов, и регулировать нечего! Особенно, если сам регулятор рынка утверждает, что этого рынка как бы и нет вовсе.

Зато все прекрасно с доходностью! Второй год подряд украинские фондовые индексы лидируют в мире! Правда, не очень заметно роста инвестиций и эмиссионной активности, а ликвидность рынка акций (как и базы расчета индексов) такова, что впору задуматься, не подпадают ли эти бенчмарки под определение манипулирования – ведь и впрямь могут свидетельствовать о введение инвесторов в заблуждение.

Фактически приближение финансового рынка к мировым стандартам хоть как-то заметно в лишь тех вопросах, которые больше зависят от компетенции НБУ"

 

Комментирует Председатель "АвтоАльянса"Анатолий Отченаш:

"Украинский фондовый рынок продвинулся в части пруденциального надзора. Также выросли требования к эмитентам"

 

Комментирует Генеральный директор УАИБ Андрей Рыбальченко:

"На мой взгляд, фондовый рынок ближе ни на шаг не стал к мировым стандартам. Ключевые изменения: убивание биржевого рынка, остановка запуска второго уровня, проекты законов об дополнительных полномочиях, попытки уничтожить Нацфинуслуг…"

 

2. С чего бы Вы начали перемены, если бы возглавляли Комиссию? Чего не хватает рынку в первую очередь?

 

Комментирует член Совета Ассоциации "УФТ" Антонов С.М.

"Думается, вопросами руководства Комиссии и так есть кому заняться.

Рынку же не хватает конструктивного подхода со стороны регулятора к выполнению возложенных на него задач. В действующем законодательстве о госрегулировании рынка среди бесчисленных задач, функций, компетенций и полномочий регулятора первым (!) основным заданием является обеспечение единой государственной политики для развития рынка ценных бумаг. Складывается впечатление, что это свое задание регулятор то ли забыл, то ли самоустранился и желает только всех и вся регулировать и контролировать.

Но даже с задачей контроля, даже при существенном росте бюджетного финансирования, регулятор не справляется и постоянно перекладывает реальные функции контроля на самих участников рынка. Торговцы ценными бумагами САМИ должны выявлять подозрительные сделки – без внятных данных в общедоступной системе раскрытия информации и без утвержденной регулятором методологии: скажем, от какой цены закрытия или биржевого курса считать отклонение цены сделки, если ценная бумага обращается на нескольких биржах? Фондовые биржи САМИ должны выявлять факты публикации эмитентами календарных планов по отчетности, десятки критериев соответствия признакам фиктивности и прочих условий допуска/недопуска ценных бумаг к торгам, хотя очевидно, что те же данные предоставляются эмитентами регулятору с куда большим рвением и оперативностью, а фиктивные эмитенты регистрируются именно регулятором. Эмитенты САМИ должны догадываться, как им публиковать свою отчетность, если регулятор немножко не успел с принятием соответствующей нормативки. А все участники рынка должны САМИ до последнего ждать, не понимая, как им отчитываться, и робко надеяться, что регулятор с подконтрольным госучреждением о чем-то договорятся и будет как-то разрешена интрига с провайдером информационных услуг на фондовом рынке.

Зато несколько раз подсчитать потенциальные вносы за регулирование с участников рынка регулятор, конечно, не забыл. И уже намечен перечень новых жертв регулирования со смежных рынков. Основной переменой должно быть четкое осознание, что это любой регулятор создан для более понятного функционирования регулируемого рынка, а не рынок создан лишь для безоблачной и высокооплачиваемой работы регулятора."

 

Комментирует Председатель "АвтоАльянса" Анатолий Отченаш:

"Начал бы с работы по защите прав инвесторов. Также необходима разработка стандартов деятельности и запуск андеррайтинга"

 

Комментирует Генеральный директор УАИБ Андрей Рыбальченко:

"Необходимо начинать изменения и внедрения реформ по понятной политике в проведении реформ с обсуждением и согласованием с рынком. И не по принципу "я начальник – ты дурак""

 

3. Привела ли сама Комиссия свою деятельность к мировым стандартам?

Комментирует член Совета Ассоциации "УФТ" Антонов С.М.

"Хорошо бы прийти к стандартам хотя бы прочих органов сферы государственного управления и сократить количество сомнительных аспектов в деятельности. А главное – надо помнить, что эффективность регулятора должна характеризоваться не столько несметным количеством надуманных дел о правонарушениях, зачастую рассыпающихся в судах, сколько количественными и качественными показателями развития регулируемого рынка, степенью его привлекательности и восприятия международными инвесторами и экспертами.

Когда развитие рынка будет реальным, а не декларируемым, когда будут заметны фактические достижения, когда полномочия будут не только расти, но эффективно использоваться – вот тогда и многосторонний меморандум IOSCO станет заслуженной наградой для регулятора и рынка в целом."

 

Комментирует Председатель "АвтоАльянса" Анатолий Отченаш:

"Насколько Комиссия отвечает требованиям мировой практики? Субъекты регулирования считают, что недостаточно, учитывая развитие рынка и его инфраструктуру. Низкий авторитет органа среди органов государственной власти. Влияние ФР на деятельность рынка капиталов очень не значительное"

 

Комментирует Генеральный директор УАИБ Андрей Рыбальченко:

"Мировые стандарты в деятельности Комиссии не прослеживаются!!!"

 

Уважаемые читатели, призываем Вас более активно принимать участие, как в анонимных голосованиях, так и открыто комментировать заданные темы!!! Не будьте безразличны, нам еще многое предстоит сделать для фондового рынка и страны в целом!

 

Источник: StockWorld, 13.02.2019 , 14:45

13 лютого 2019 р.